История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Художественная культура и искусство. Функции искусства
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий срок — одну человеческую жизнь.
Происходит это потому, что в художественной культуре проявляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы общественной и духовной жизни — на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние, взаимодействуя с ними. В различные исторические эпохи ведущими, определяющими лицо эпохи, оказывались то одни, то другие формы общественного сознания. Так, доминантой средневековой культуры Европы было христианство, что в значительной степени определило своеобразие искусства этого времени. Особенности культуры XX века формировались под влиянием нового видения мира, открытого наукой. Очень важной для развития всей культуры, и художественной в том числе, оказалась философия.
Теснейшим образом художественная культура связана с моралью, вбирая в себя определенные нравственные ценности и утверждая их с только ей присущей активностью. Художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, безразличен к ней.
Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в современной жизни.
Особенности художественной культуры
Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство — центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно обладает огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности — художественное творчество, художественное восприятие, художественная критика и т.д., образуя вокруг себя «культурное поле».
В научной литературе нет единого мнения в определении составляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную культуру три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей — произведений искусства.
От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению искусства.
Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.
Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно, на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собиранием и хранением произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.
Таким образом, художественная культура стала представлять собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.
Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.
Так, для создания произведений искусства — художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых его талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художественного образования; создание условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своим творчеством свое существование, то есть система приобретения художественных произведений, оплаты труда художника и др.
Искусство создается для людей — читателей, слушателей, зрителей.
Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою очередь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность была достаточно хаотичной, но со временем она обрела определенные формы. Появляются специальные выставочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокупность таких учреждений образует фундамент художественной культуры.
Художественные музеи — это просветительные, научно-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экспонируются и пропагандируются произведения искусства. Библиотеки — собирают, хранят, изучают, распространяют, пропагандируют книги. Письменная культура с момента появления книгопечатания стала средоточием накопленной человечеством информации.
Художественная культура во многом определяется культурной политикой государства.
Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вкуса, жизненного опыта, ценностных ориентации. Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости оттого, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути — уважение и любовь или пренебрежение, как к чему-то пустячному и необязательному для жизни, — во многом зависит будущее отношение к искусству: появится устойчивая потребность в нем или сложится интерес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоятельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направлений культурной политики государства.
Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознание его особенностей, своеобразия каждого его вида.
В процессе развития искусства возникает потребность в глубоком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве — искусствознания.