История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Понятие и функции мифа
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Понятие и функции мифа
В обыденном понимании миф — это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", «слово», "сказание". Секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Миф — это освоение и обобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.
Функции мифов
1) Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека;
2) Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества;
3) Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
Мифотворчество — давняя культурная традиция. Такая давняя, что до сих пор существует масса гипотез о происхождении, историческом контексте и смысловой нагрузке мифа.
В исследованиях по мифологии условно можно выделить несколько подходов:
а) Мифы как способ объяснения мира, рационализация действительности (Р. Тейлор).
б) Мифы как продукт художественной фантазии.
в) Символическая теория мифов (Э. Кассирер).
г) Изучение мифов как особенностей первобытного мифологического мышления (К. Леви-Строс).
Рассмотрим несколько подробнее символическую теорию мифа. Символика мифа, так же как и символика искусства, заключается в том, что идеи и чувства выражаются условными знаками или предметами. Наряду с языком и искусством, мифология, как символическая система, по-своему моделирует окружающую действительность. Так, языческий пантеон древних греков, славян, индейцев, других народов представляет собой олицетворение природных и социальных сил. За каждым из божеств закреплены определенные функции, и это делает жизнь людей предсказуемой и понятной. Например, в древнерусской мифологии бог Стрибог повелевает ветрами, Даждьбог — солнцем, Перун — громом и молнией, Велес — скотом. Более низкие по статусу божества связаны с хозяйственными циклами или сложившимися ко времени формирования мифологического сознания социальными и этическими нормами, представленными такими выразительными по языку персонифицированными божествами, как Род, Чур, Доля, Горе-Злосчастье, Правда, Кривда и т. д.
Мифология праславян была в значительной мере утеряна в период христианизации язычества. Реконструкция основных элементов славянской мифологии стала возможной только на базе вторичных источников. Такими источниками были: хроники и анналы на немецком и латинском языках; поучения против язычества и летописи; сочинения византийских писателей; археологические данные (ритуалы, святилища). Например, хорошо известен знаменитый четырехликий Збручский идол из Польши. Этот памятник представляет собой каменный четырехсторонний столб, завершающийся четырьмя ликами идола, увенчанными одним головным убором. Все четыре стороны столба покрыты изображениями человеческих и конных фигур.
Особенности мифологического сознания присущи славянской системе мифологии в той же мере, что и культурным феноменам других этнических сообществ. Также, как и в других системах, существует иерархия божеств, культовые мифы циклического времени, символический образ мирового древа, дуалистический принцип жизни: Белобог — Чернобог, Николай Сухой — Николай Мокрый, Перун — бог, отвечающий за огонь и за дождь, чет — нечет и т. д.
Мифы тесно связаны с магией и обрядом и вносят порядок и
контроль в жизнь сообщества. Именно это определяет логическое своеобразие мифов. Природные силы выступают в мифах в антропоморфном виде, иными словами, природа очеловечивается. Мифотворчество — один из универсальных, древнейших способов объяснения явлений природы и общественной жизни. Объясняя действительность, миф по-своему восполняет пробелы знаний. Так, мифы истолковывают смену времен года, болезни, использование огня, смену дня и ночи. В древнегреческой мифологической традиции эти явления объясняются соответственно сменой настроения богини плодородия Деметры, любопытством Пандоры, мужеством и бескорыстием Прометея, движением по небу божественной колесницы бога Гелиоса. Бушменский миф объясняет неравенство среди людей и разницу в их образе жизни тем, что племя людей, живущих в пустыне, произошло от самых своенравных и непослушных обезьян, отказавшихся подчиниться Великому Духу.
Таким образом, мифология — это совокупность произведений человеческой фантазии, содержащих в себе своеобразные объяснения фактов реального мира.
Мифы — неотъемлемая часть любой культуры. Наивное объяснение причин природных и социальных явлений создает впечатление глубокой архаики мифологического способа видения мира.