История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
Индийская форма феодализма отличалась от европейской, в частности, преобладанием государственной собственности на землю. В Индии иерархическая структура господствующего класса была слабо развита. Землевладелец, как правило, не вел своего манориального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд применялся большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т. п. Рента с крестьян обычно взималась в форме фиксированного государственного налога. Правитель жаловал землевладельцу не конкретную землю, а лишь условную территорию, с которой должны были поступать определенные суммы государственного налога.
Вместе с тем между общественным строем средневековой Европы и Индии имелись важные черты сходства. И там и тут экономика базировалась на ручном труде.
В начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной набегов тюркских завоевателей-мусульман. Индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство — Делийский султанат, которое распространило впоследствии свои завоевания на юге и оказало значительное влияние на всю историю Индии.
Однако тюркские военачальники не могли радикально изменить методы хозяйствования, сложившиеся в Индии в течение столетий. По существу отношения между крестьянами и феодалами остались прежними, хотя были несколько видоизменены формы феодальной собственности. В первую очередь усилилась государственная собственность на землю: это давало завоевателям возможность содержать сильную армию и властвовать над чуждым им населением.
Климат Индии позволял выращивать два урожая в год, а в некоторых местах на орошенных землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами были просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, различные сорта гороховых, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшемся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.
В Делийском султанате возросло число ремесленного населения. Сельские ремесленники являлись членами деревенской общины. Встречались ремесленные поселения и городские посады, главным образом ткачей, а также оружейников, медников и т. п. Ремесло оставалось кастовым занятием. Свои изделия городской ремесленник продавал тут же на месте или на базаре. Был известен также ряд строительных специальностей — каменотесы, каменщики и т. п.
С установлением в Индии власти Делийского султаната страна оказалась включённой в культурную орбиту мусульманского мира. Идеи ислама начали проникать в Синд еще в VII в., а в остальные части Северной Индии — с IX в. В Делийском султанате ислам был государственной религией, но никогда не был единственной. К концу господства Делийского султаната на большей части Индии мусульмане представляли правящий класс. Мусульманами являлись большинство военачальников и воинов делийских армий, наместники и чиновники в городах. С другой стороны, сбор налогов оставался в руках индусов, они же составляли основную массу купцов и ростовщиков. Крестьяне тоже, как правило, исповедовали индуизм.
Несмотря на ожесточенные схватки между индусами и мусульманами, длительное совместное проживание в одной стране привело к взаимному проникновению идей и обычаев. Индийские мусульмане переняли кастовый строй, поклонение местным божествам, которое превратилось в почитание в действительности никогда не существовавших мусульманских святых, частично приняли практику йогов, стали участвовать в индусских праздниках, и сам индийский ислам получил пантеистическую окраску. С другой стороны, на индусов оказали влияние идеи мусульманского братства, практика суфийских орденов и их учение о наличии разных дорог к единению с богом.
В XVII в. феодально-централизованная Могольская империя смогла и подчинить себе Северную Индию и долину Ганга. Основателем новой империи был Захируддин Мухаммад Бабур (1525—1530 гг.).
Население, вошедшее в состав Могольской империи принадлежало к многочисленным племенам и народам, оговорило на разных языках, находилось на разных уровнях общественного развития и было разделено кастовыми перегородками и религиозными воззрениями. Однако большинство жило в узком мирке сельской общины. Крестьяне уплачивали ренту государству в виде налога с земли. Хотя правительство и было заинтересовано в бесперебойном поступлении этой ренты-налога, но в хозяйственную деятельность крестьян ни государство, ни феодалы не вмешивались.
Сельская община в Могольской Индии была сложным организмом. Как владелец земли, община распоряжалась небольшой территорией обычно вокруг одной деревни, и общинная верхушка ведала раскладкой и сбором налогов с обрабатываемой земля на этой площади. Староста и писец, с одной стороны, были представителями общины, а с другой — состояли на государственной службе.
В Могольской империи существовали две формы государственной собственности на землю — халиса и джагир. Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса. Из этого фонда правитель раздавал пожалования различным священнослужителям и богословам. Халиса был чисто государственной собственностью. Джагир — условное пожалование. Получавший его обязывался содержать соответствующие отряды войск, из которых и состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью, не передавалась по наследству и после смерти владельца отходили в казну.