История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
Особый характер этой цивилизации, отличный от традиционного для ариев общества, придала религиозно-мировоззренческая система — зороастризм. Ее создателем был мидянин Спитак Спитама, который выступил как Заратуштра (Зороастр). Жизнь этого религиозного проповедника и реформатора приходилась на XII-VI вв. до н.э.
Основа созданной им религии — идея борьбы добра и зла. Глава всех добрых сил — Ахурамазда(Ахуро — абсолют, бесконечное, Мазда — верховный разум). Глава всех злых духов — Ахриман(олицетворяет мрак, смерть). Основными средствами в борьбе со злом являются добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Добрая мысль подразумевала чистоту помыслов в духе божественных законов, единогласие со всеми, отсутствие зависти и жестокости. Доброе слово — соблюдение слова, договора, запрет на клевету и оскорбления. Доброе дело- соблюдение законов Ахурамазды (трудиться на земле, орошать ее, сажать плодовые деревья, проводить каналы, заботиться о полезных животных). Жизнь человека, текущая по законам Ахурамазды, должна быть награждена на этом свете рядом материальных благ: богатство, здоровье, хорошая семья.
Учение пытается проникнуть в смысл творения и происхождения человека. Человек, сын неба Има, был изгнан из рая за то, что съел мясо. После чего получает от Ахурамазды предписание создать царство, в котором не было бы «ни ссор, ни вражды, ни неверности, ни злости, ни обмана, ни низости, ни скорби…». Има, по велению Ахурамазды, забирает с собой самых сильных и красивых мужчин и женщин, зародыши всех видов самых крупных и красивых животных, семена различного рода деревьев. Ахурамазда подробно регламентирует, что сделать Има на земле, чтобы создать царство счастья: где следует обосновать жилище, как посадить деревья, как орошать землю. Има выполнил все предписания: «И эти люди живут самой счастливой жизнью в Ра, который создал Има».Ахурамазда назначает главой гражданской власти Урват-Наро ( сына Заратуштры), главой религиозной власти — самого Заратуштру. Таким образом, из мифологических представлений о возникновении царства вытекает отличительная черта этой религии — ее практически-этический характер. Благочестие состоит не в освобождении от мирского зла и от самого мира, а в уничтожении зла и всего дурного в Мире, не в бегстве от мира или в уничтожении своего «Я», а в утверждении себя в мире.
Человеку отводится крайне важное место, поскольку именно человек обладает свободной волей, может выбирать между добром и злом. Долг зороастрийца — вера в Ахурамазду, верность зороастризму, активная борьба со злом, активное сотрудничество с силами добра, стремление достигнуть реализации высшего «Я». Когда зло будет побеждено, динамический мир придет к концу и преобразуется в статическое и идеальное состояние. В конце времен появится Спаситель, и усопшие будут физически воскрешены. Зороастрийские представления о небесах, аде и конечном мире повлияли на более поздние религии (христианство и ислам). Зороастризм развил ряд доктрин, существующих в христианской теологии: доктрина о конце мира, о воскрешении мертвых и страшном суде, о спасении, о последней битве между богами добра и зла.
Утверждение зороастризма как общеиранской религии прошло длительный путь. Ученики Заратуштры записывали проповеди учителя, на основе которых позднее была составлена «Авеста» — «Священное писание» зороастризма, записанная специально созданным для этого алфавитом. Авеста состоит из Гаты и Младшей Авесты. Гаты, древнейшие части Авесты, представляют собой проповеди Зороастра, составленные в стихотворной форме. Младшая Авеста является сборником мифологических, литургических и ритуальных текстов. Окончательный канонический вид этот священный текст приобрел к VI в. В III в. зороастризм приобрел статус государственной религии, оказав значительное воздействие на усиление централизованной власти шаха, на объединение обособленных иранских земель в одно политическое и правовое пространство.
Официальной идеологией Сасанидов был зороастризм, но на его основе возникали массовые еретические движения, значительно ослаблявшие страну. Первым из таких движений было манихейство. Его идейным вдохновителем был Мани (276 г.), выходец из аристократической иранской семьи. Он исходил из основной идеи зороастризма о том, что мир представляет собой борьбу добра и зла, света и тьмы. Человек, согласно Мани, должен очиститься от зла, освободиться от власти материального начала. Для этого человек должен отказаться от собственности, семьи, брака, жилища, мяса, вина и прочих земных благ. Мани понимал, что это требование невыполнимо абсолютным большинством общества. Поэтому созданная им община разделилась на две группы: «совершенных», способных исполнить обет аскезы, и «внемлющих», сохранявших связь с миром, семьей, профессиональными занятиями. Перед смертью «внемлющий» должен был покаяться и принять посвящение в степень «совершенных». Сам Мани пользовался покровительством Шапура I, но после смерти шаха подвергся гонениям со стороны официальной зороастрийской церкви и был казнен. Основанное им учение — манихейство — продолжало существовать и в дальнейшем оказало влияние на ереси в иудаизме, христианстве и исламе.
В конце V в. вспыхнуло движение маздакитов. Его идейным лидером был Маздак. Он пришел к убеждению, что силы Света могут одержать полную победу над силами Тьмы, т.к. они действуют справедливо, разумно, целесообразно и, в конечном счете, созидательно, силы же Тьмы, напротив, действуют несправедливо, неразумно, хаотично и разрушительно. Он проповедовал активное вмешательство человека на стороне сил Света в борьбе с силами Тьмы. Он призывал к вселенскому перевороту: «Бог дал людям их имущество, дабы они разделили его между собой поровну. …Настало время взять у богатых, дабы отдать бедным, и, т.о., вернуть их собственность за счет богатых». Маздак требовал открытия государственных амбаров с хлебом, раздачи бедным, введения «общности жен». Шаханшах Кавад назвал Маздака своим советником, велел исполнить его требования. Кавад был свергнут и заживо заточен в Башню Забвения. Он смог бежать, вернул себе шахские полномочия и объявил войну маздакитам. Маздак был схвачен и казнен. Движение маздакитов продолжалось в дальнейшем достаточно долго. В 529 г. царевич Хосров, заманив лидеров маздакизма в ловушку, коварно с ними расправился.