История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
В 226 г. Ардашир короновался в качестве шаханшаха Ирана, оказался главой большой Парфянской империи и положил начало династии Сасанидов. Сасанидский Иран унаследовал от Парфии практически все земли, а войны с Римом позволили еще расширить владения за счет завоеваний.
Сасанидский Иран представлял собой вначале случайный конгломерат различных стран и народов. Но положение в ходе развития изменялось. Разные в экономическом, культурном, этническом плане части державы стали взаимно дополнять друг друга, превращаясь в единое государство. Происходило это благодаря персидской знати, которая проводила мероприятия по укреплению своей власти. В частности, был создан по образцу ахеменидского крепкий централизованный государственный аппарат. Была восстановлена и жестко фиксирована система сословий. К тому же культово-обрядовые нормы зороастризма стали обязательными для всех.
Население страны было поделено на четыре большие сословные группы. Переход из одной в другую был практически невозможен. Первые три — жрецов, воинов, писцов — считались привилегированными. Они не платили налогов и не несли повинностей. Четвертую составлял народ, плативший в казну ренту, пошлины и исполнявший трудовые повинности. Каждое из сословий подразделялось на разряды и имело внутреннюю иерархическую структуру. Главой воинов считался главнокомандующий войском, главой духовенства — верховный жрец, главой чиновников — «великий писец». Главой податного сословия был чиновник, который назначался царем. Главы всех четырех сословий занимали видное место при дворе. Войско комплектовалось по мере надобности и состояло из конницы знати, ополчения азатов и вспомогательных частей пехоты из крестьян.
Особое положение имел царь. Он обязательно должен был происходить из дома Сасанидов. Строгого порядка наследования престола не существовало, поэтому цари еще при жизни стремились закрепить престол за угодными им царевичами. Светская и духовная знать иногда принимала участие в выборе царя. Теоретически его власть не была ограничена ничем.
Во главе администрации царя стоял сановник, который именовался «великим распорядителем». Центральное правительство ведало финансами и армией. Финансами страны распоряжался глава четвертого сословия, так как его основной функцией являлся сбор налогов. Провинциальное управление осуществлялось посредством местных царей и князей, которые покорились Сасанидам, либо через наместников, которые назначались из представителей высшей персидской или парфянской аристократии.
В Иране в V-VI вв. велись обширные ирригационные работы. Преобладающим видом ирригационных сооружений были каризы — подземные галереи с креплениями и трубами из обожженной глины. Вода была важным средством производства. Крестьяне облагались сборами за пользование водой, и в качестве трудовой повинности они должны были производить периодическую очистку карнизов. В этот период происходило дальнейшее развитие производительных сил. Улучшалась техника закаливания стали, выделки оружия, серебряных и медных художественных изделий; совершенствовалось изготовление растительных красок, парфюмерных изделий, ковров, тканей с орнаментами. Расширялось изготовление вина, фруктовых соков, меда, розового масла, цветочных эссенций. Начали выращивать сахарный тростник, индиго, хлопок, рис.
Иранские изделия пользовались большим спросом в странах Средиземноморья и Азии, что способствовало росту торговли — внутренней, вывозной и транзитной — по караванным путям, пролегавшим из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, Китай и Индию. Предметами транзита были сирийский и египетский текстиль, пряности из Индии, китайские шелковые ткани и шелк-сырец.
В Сасанидском Иране преобладали две формы феодальной собственности на землю: царской фамилии Сасанидов и отдельных феодалов. Крестьяне не были прикреплены к земле, так как крестьянину некуда было уйти от землевладельца в виду малоземелья в условиях оазисного земледелия.
Наибольшего могущества Сасанидский Иран достиг при Хосрове I (531-579 гг.). Были проведены земельно-налоговые реформы: установлен строго определенный налог с крестьян за пользование землей; вместо многочисленных налогов и податей введена подушная подать. Также были осуществлены военно-административные реформы. В стране было создано четыре военных округа по четырем сторонам света, а их командующим подчинены все размещенные на территории округа войска. Была упразднена должность единственного и главного военачальника, его заменили военачальники армий четырех частей государства. В результате реформ Сасанидский Иран в VI в. вступил в полосу успеха. Происходило активное развитие международной транзитной торговли, развитие ремесла, освоение новых сельскохозяйственных культур (рис, сахарный тростник).
В 620-630 гг. происходит усиление внутреннего кризиса и междоусобицы при дворе. Внутреннее ослабление Ирана привело к падению династии Сасанидов и в 630-640 гг. — к исламизации Ирана. В дальнейшем Иран был интегрирован в состав мусульманской цивилизации, оказав влияние на ее политическое устройство, экономическую систему и культуру.
В Сасанидском Иране развивалась сложная и богатая культура, в создании которой кроме персов участвовали другие народы Передней Азии, Закавказья и Средней Азии. Сасаниды практиковали переселение в Иран искусных ремесленников из завоеванных стран. Особый интерес представляет архитектура: возводились огромные дворцы, при украшении зданий использовались резные орнаменты и рельефная скульптура.
Сасанидское искусство представляет своеобразное явление в истории мирового искусства. Сасанидские художники восприняли некоторые традиции древневосточной, особенно ахеменидской художественной культуры, переработали воздействие римского искусства и создали свой особенный монументальный стиль, для которого характерно новое для восточной архитектуры решение пространства дворцовых залов, объемные изобразительные рельефы на скалах и высокие по мастерству прикладные художественные изделия. Широко известны своим художественным исполнением ткани, серебряные вазы и блюда, кубки, чаши, светильники, подносы, лампады.
Литературные памятники создавались на среднеперсидском и сирийском языках. К памятникам, написанным на среднеперсидском языке, относятся переводы Авесты. Впервые история Ирана была изложена в своде древнеиранских героико-эпических сказаний. Сохранились части трактатов по Сасанидскому праву. Также известны энциклопедия научных знаний и трактат о военном деле. Повествовательную литературу представляют исторический роман об основателе династии Сасанидов и легенда о Зарире. Именно в Сасанидском Иране зародился стихотворный роман, повествующий о влюбленных. Он повлиял на византийскую и европейскую романические традиции.
В Сасанидском Иране был исключительно высок престиж знаний. Ученые составляли особое привилегированное сословие. Центрами учености были Нисибин (Верхняя Месопотамия) и Гундишапур (Хузистан). В Нисибине действовала Высшая богословская школа, где изучались и комментировались священные тексты не только зороастризма, но и других религиозных учений. В Гундишапуре существовала самая прославленная на Востоке медицинская академия. Там же возник первый на Востоке университет. Здесь делались переводы трудов великих мудрецов Запада и Востока, изучались сочинения Платона и Аристотеля, Будды и Махавиры.