История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
На смену государству Магадхов пришло государство Маурьев. При царе Ашоке (273-236 гг. до н.э.) государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. С помощью специальных чиновников Ашока стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
В магадхско-маурийскую эпоху происходит дальнейшее усиление монархической власти и постепенное падение роли институтов племенного управления.
С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Маурьев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III в. до н.э. стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения, в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила в основном включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., то есть, они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма или какого-либо другого религиозного течения. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Свод моральных принципов назывался «дхармой». Стойкому и верному в дхарме обещались милость царя, благополучие и достижение неба.
Принципы дхармы, согласно эдиктам царя Ашоки, должны были стать общими для населения всей империи и как бы подняться над нормами варн, объединений и разных социальных групп. Политика распространения принципов дхармы составляла одну из важнейших частей общей политики Ашоки. Были назначены особые государственные чиновники — дхарма-махамары, которые наблюдали за выполнением норм дхармы. Такая политика позволяла осуществлять контроль за различными группами населения и бороться с сепаратизмом. Пробуддийская политика царя Ашоки вызвала сильное недовольство последователей ортодоксального учения брахманизма. В результате чего власть Ашоки была свергнута.
Магадхско-маурийский период был важным этапом в экономическом развитии древней Индии. В эту эпоху сложились основные черты социально-экономического строя древнеиндийского общества, началось широкое распространение железа, которое нашло применение и в земледелии, и в ремесле. Дальнейшее развитие получило искусственное орошение. Немалое значение в хозяйстве играло и скотоводство. Происходил рост городов, которые становились центрами ремесла и торговли. В торговле, как и в ремесле, существовала специализация. Каждая область занималась продажей какого-либо определенного товара. Кроме сухопутной получили развитие речная и морская торговля. В источниках рассказывается о том, как индийские купцы совершали морские путешествия, длившиеся по полугоду. В V-IV вв. до н.э. появляются деньги (медные и серебряные) и развивается денежное обращение.
По сравнению с предшествующим периодом рабство в магадхско-мауриискую эпоху получило значительное развитие. Раб рассматривался как вещь и даже как одна из разновидностей домашнею скота. Рабами владели различные категории населения Рабы были и в царском дворце, и в домах зажиточных горожан, и в деревенских общинах. Раб не распоряжался сам собой, его могли подарить, продать, заложить, проиграть в кости.
Для древнеиндийского рабства были характерны некоторые специфические черты, прежде всего незрелость, патриархальность. Рабский труд был очень близок к труду свободных наемных работников. Другой особенностью рабства было широкое использование рабского труда в домашнем хозяйстве, составлявшем важную основу жизни древних индийцев.
В магадхско-маурииский период сословно-кастовый строй уже не только сложился, по был одним из важнейших факторов в структуре общества. Деление на варны существовало наряду с основным делением на классы.
В Древней Индии махадхско-маурийского периода, немалую роль играли республиканские объединения, обозначаемые в индийских источниках терминами «гана» и «сангха». В эпоху Маурьев они представляли слои государства, где не было единодержавной власти царя, т. е. они являлись республиками.
Гана принимала основные решения, которые имели форму обязательных постановлений для всех жителей, в том числе, и для самых влиятельных. Кто осмеливался нарушить эти законы, подвергался наказанию. В некоторых республиках гана являлась своего рода народным собранием всех полноправных свободных жителей.