История цивилизаций (Часть 2)

ТЕМА 6. ДРЕВНИЙ ИРАН

Учебные вопросы:

1. Держава Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.).

2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.).

3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.).

4. Сасанидский Иран (226-651 гг.).

5. Религиозно-мировоззренческие представления.

6. Правовая система.

7. Значение цивилизации Древнего Ирана.

1. Держава Ахеменидов (550-330гг. до н.э.)

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II-I тыс. до н.э. Центром образования цивилизации являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Во взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечном итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситов, эламитов, и лулубеев. Древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже в VIII в. до н.э. стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две части мидийцев, населявших северо-западные районы Иранского плато, и персов, обитавших на юге в районе Аншана.

Когда древние иранцы пришли в эти районы, у них уже были развитые культурные и социально-экономические традиции и институты, они занимались как скотоводством (особенно, коневодством), так и земледелием, были хорошо знакомы с обработкой металлов. В военных походах пользовались колесницей. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов способствовали консолидации мидянских племен и образованию государcтва (Мидия). Правитель Мидии Киаксар (625-585 гг. до н.э.) разгромил Ассирию, подчинил Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, заключил союз с Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг (585-550 гг. до н.э.) продолжал укрепление могущества Мидии. Среди иранских племен, находившихся в зависимости от царей Мидии, были и персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато персы долгое время существовали автономно от мидян. Консолидация персов в государство происходила медленнее в сравнении с мидянами. Основателем династии традиция считает Ахемена. В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Однако подлинным создателем Персидского государства стал Кир II (558-530 гг. до н.э.), организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В 558 г. до н.э. он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады (Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

Кир II в 553 г. до н.э. выступил против Мидии и в 550 г. до н.э. покорил ее, соединив власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Ему удалось покорить Парфию, Гирканию, Армению, Лидийское царство, подчинить себе территорию Плато и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт. В 538 г. до н.э. захватил Вавилон. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул «царь вселенной».

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Таким образом, Ахеменидам удалось создать первую в древнем мире самую крупную полиэтническую империю; ее границы простирались от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. За 30 лет (менее чем за одно поколение) была создана могущественная крупномасштабная империя с населением в 10 млн. человек с единственным правителем и единым официальным языком, арамейским.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.), став царем Персии, продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В 525 г. до н.э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. Камбиз был провозглашен фараоном, но, возвращаясь в 523 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

В результате острой политической борьбы в 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов. Новый царь столкнулся с тяжелой ситуацией. Во всех концах империи вспыхивали восстания. Опираясь на армию, Дарий жестоко подавил восстания и восстановил эффективную власть центра.

Деятельность Дария не ограничилась военными успехами, основное внимание сосредоточил на реформах, которые обеспечили почти двухвековое владычество персов на Ближнем Востоке. Суть реформ сводилась к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Государственный аппарат, привилегированные войска комплектовались из числа персов. Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож. Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший титул-«глаз царя», а его помощники — «глаза и уши царя».

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей — сатрапии, каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество серебра. Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, превышал 400 тонн серебра. Сатрап - правитель области — являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в казну налогов. При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль.

Особое внимание было уделено реорганизации армии. Элитой армии был корпус «бессмертных» из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителей знатных родов, выступала личной охраной царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников.

Более упорядоченно стала вестись финансовая политика. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города выпускали медные деньги.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Существовало много важных караванных путей. В частности, большое значение имела дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединяла Вавилонию с Экбатанами и затем продолжалась до Бактрии и границ Индии.
Для развития торговых контактов немалое значение имело и различие в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Из Индии импортировали золото, слоновую кость и благовония. Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик, из Хорезма — бирюза. Из Египта вывозили зерно и полотно, из Вавилонии — шерстяную одежду, из финикийских городов — вино и предметы ремесленного производства (прежде всего стеклянные сосуды).

Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, который применялся для общения между государственными канцеляриями всего государства. Кроме арамейского языка в различных странах официальные документы писали и на местных языках.

Успехи Дария прекратились, когда он столкнулся со свободолюбивыми греками. Греко- персидские войны продолжались долгие десятилетия. Некоторые успехи в сухопутных сражениях омрачались поражениями на море (Саламинский бой в 480 г. до н.э.). Персы в V в. до н.э. были вынуждены отступить из Малой Азии. Это вызвало ряд антиперсидских восстаний в крупных сатрапиях — в Египте, Сирии, Лидии. Хотя восстания были подавлены, они свидетельствовали о постепенном ослаблении могущества персов. На рубеже V-IV вв. до н.э. персидскую державу сотрясали междоусобицы между претендентами на персидский трон, победу в которых одержал Артаксеркс I. К концу его царствования от империи отпали Кипр, Киликия, Лидия.

В 334 г. против персов выступил Александр Македонский во главе армии в 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и 160 боевых кораблей. В схватке при Гавгамелах в 331 г. до н.э. Александр нанес сокрушительное поражение персам, империя Ахеменидов перестала существовать.

Ахменидский Иран представлял собой страну высокоразвитой цивилизации, культура которой оказывала благотворное влияние на соседние страны и, в свою очередь заимствовала их достижения. Персами была заимствована клинопись, которая впервые была создана в Двуречье. В период правления Ахеменидов ведущее значение как язык деловой переписки приобрел арамейский язык. По арамейски писали уже не клинописью, а особым алфавитным письмом, используя кожу, папирус или глиняные черепки.

Для искусства эпохи Ахеменидов были характерны: строжайшая канонизация, стремление к абсолютной симметрии, зеркальное построение одних и тех же сцен. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, которое должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Искусство эпохи Ахеменидов представлено памятниками Пасаргада, Персепола, Суз, рельефом Бехистунской скалы, скальными гробницами ахеменидских царей в Накш-и Рустаме. Сохранились храмы в виде высоких башен. Они связаны были с особыми ритуалами погребения. Тело умершего обнажалось и клалось в открытую сверху башню; вороны склевывали плоть, оставляя одни кости; затем особый служитель башни входил и посыпал кости известью, после чего остатки растворялись и становились землей. Считалось, что после этого умерший готов к воскресению.

Наряду с архитектурой ярким выражением ахеменидского искусства явилась монументальная скульптура в виде рельефов, которая украшала дворцы и существовала как самостоятельный памятник, о чем свидетельствуют рельефы и надписи на Бехистунской скале. Они высечены на высоте 105 м. на древнейшей территории Мидии в 30 км. к востоку от современного города Керманшаха. Над надписью возвышается рельеф с изображениями верховного бога Ахурамазды, Дария, двух его сановников и взятых в плен и закованных в цепи вождей восставших. Здания украшались не только рельефами, но и росписью, золотыми орнаментальными деталями, резьбой по дереву и инкрустацией из слоновой кости.

Уже в VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Это был лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев составляли 354 дня. Таким образом, древнеперсидский календарь имел год на 11 дней короче солнечного года. Через три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30 — 33 дней, и, чтобы эту разницу устранить, через три года необходимо было добавлять к году дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Существовал также зороастрийский календарь, в котором год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). Зороастрийский календарь возник в Восточном Иране в ахеменидский период, но употреблялся только в религиозных целях, а позднее (при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

В разноязычной и разнообразной по своим культурным и идеологическим традициям державе Ахемендов не могло быть единой государственной религиозной системы. Первые персидские цари признавали и поддерживали в Вавилонии, Египте и Палестине местные культы. Культ Ахурамазды, с поклонением огню и дуалистическим учением о борьбе доброго и злого начала, стал основой для появления религии зороастризма.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 2)