История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
В Древнем Иране существовали различные правовые системы и институты, начиная от крайне примитивных до довольно высокоразвитых, и завоевания персов не привели к разрыву правовых традиций и норм покоренных народов.
В период царствования Дария I велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных народов, а также изучались древние законы. Действующие законы были приведены к единообразию. Право выполняло функцию поддержания устойчивого социального взаимодействия имперского государства с покоренными народами. Дарий установил законы, обусловив в них дань с покоренных народов, которую еще Кир обещал персам. Персы имели свое примитивное право, основанное на обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению, но царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов и советоваться с представителями семи знатных родов. Царь мог устанавливать новые законы, ссылаясь на желание Ахурамазды.
Обычные преступления рассматривались царскими судьями, назначаемыми из знатных персов пожизненно с наследственной передачей своих полномочий. Они разрешали тяжбы между персами, а также толковали законы и обычаи. Наказания были различны и суровы. С одного из царских судей, бравшего взятки, живьем содрали кожу и обтянули этой кожей кресло взяточника. Затем судьей был назначен сын казненного, он должен был выносить решения, сидя на этом кресле. Преступления против царя или его семьи карались смертной казнью. Часто наказывали всю семью, что создавало круговую поруку. Отравителей клали головой на камень и давили другим камнем, пока голова не расплющится. Клеветникам и лицам, оказывавшим неповиновение, отрубали головы. Для дознания прибегали к битью плетьми и пыткам скорпионами.
Особый интерес представляют предписания, определяющие общественный строй древних персов. Они основывались на принципах зороастризма, и касались религиозных обрядов, заключения договоров, преступлений и наказаний, семейно-брачных отношений. К примеру предусматривалось 6 видов заключения договоров и различные виды искупления вины за нарушение лицом договора. Среди видов преступлений можно выделить преступления против Ахурамазды, против религиозного ритуала, против сил природы (например, осквернение земли, воды погребением трупа), против животных (убийство и ранение животных или причинение им ущерба, в том числе лишение еды собаки). Субъектами правоотношений в Древнем Иране считались не только люди, но и животные. В основе этих представлений лежал принцип, по которому полезные животные, полезные растения и деревья считались частью армии Ахурамазды и обладателями сознательности, которые наряду с людьми должны участвовать в тотальной борьбе добра со злом.