link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234 link235 link236 link237 link238 link239 link240 link241 link242 link243 link244 link245 link246 link247 link248 link249 link250 link251 link252 link253 link254 link255 link256 link257 link258 link259 link260 link261 link262 link263 link264 link265 link266 link267 link268 link269 link270 link271 link272 link273 link274 link275 link276 link277 link278 link279 link280 link281 link282 link283 link284 link285 link286 link287 link288 link289 link290 link291 link292 link293 link294 link295

История цивилизаций (Часть 2)

Тема 4. Индия

 Учебные вопросы:

1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. до н.э.).

2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.).

3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.).

4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.).

5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.).

6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора.

1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. до н.э.)

Естественные условия Индии сложны и разнообразны. Индия представляет собой полуостров, почти материк, отделённый от всего окружающего мира двумя океанами и горным хребтом — Гималаев. Центральная часть Индии — Декан мало приспособлена для жизни, особенно в местах с сухим климатом. Наиболее благоприятными и удобными для раннего расселения людей являлись обширные районы Северной Индии, большие равнины Индии и Ганга. Распределение осадков крайне неравномерно и в некоторых районах недостаточно для развития земледельческого хозяйства. Это заставляло людей ещё в древности прибегать к искусственному орошению. Обилие воды, плодородная почва и мягкий климат способствовали раннему развитию земледелия именно в Северной Индии.

Население Индии ещё в древности отличалось пестротой и разнообразием. Коренным населением Индии считаются дравиды (мелано-индусы), которые образуют обширную и сложную, очевидно смешанную этническую группу, населяющую главным образом среднюю и южную часть Индии.

В долине Инда земледельческие поселения возникли не сразу и не одновременно. Из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. Самые большие из известных науке древних городов — Хараппа и Мохенджо-Даро. Последний занимал площадь 2,5 кв. км., а его население насчитывало 35 тыс. чел.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич, но применялся также и сырец. Большое внимание в городах уделялось водоснабжению и системе канализации. На улицах строились общественные колодцы, а на улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты.

Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке. Здесь с давних времен выращивали различные земледельческие культуры: пшеницу (двух сортов), ячмень, кунжут, бобовые.

Немалое значение имело скотоводство. Из домашних животных были известны овца, коза, корова, кошка, собака. Разводили и кур. Есть предположение, что был приручен слон.

Медь и бронза были основными металлами, из которых изготовляли орудия производства, сосуды, оружие, ремесленные изделия. В это время уже хорошо были известны плавка, литье и ковка металлов. Не утратил своего значения и камень, из которого делались многие орудия и украшения.

Политическая организация Индской цивилизации до сих пор является предметом спора среди ученых, хотя открытие цитаделей в Мохежджо-Даро, Хараппе и Калибангане дает основание говорить, о классовом расслоении. Двумя наиболее крупными городами были Мохенджо-Даро и Хараппа, которые, по мнению некоторых ученых, являлись двумя столицами либо одного, либо двух политических объединений. Вопрос о том, откуда и как управлялись все поселения этой значительной по территории цивилизации, до сих пор остается нерешенным, но обращает на себя внимание существование единой системы мер и весов, письменности, сходных норм строительства, одинаковою планирования и т. д.

О религиозных воззрениях населения Индской цивилизации говорят храмы и некоторые скульптуры, посвященные мужскому трехликому божеству — покровителю и защитнику скота.

До сих пор остается не прочитанной письменность Индской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. По мнению ученых, язык хараппских текстов может быть отнесен к дравидийской группе.

Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. Наиболее популярной была точка зрения, согласно которой причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако новые исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Другие исследователи утверждают, что главной причиной разрушения Мохенджо-Даро были наводнения. Город несколько раз заливало водой, и, в конце концов, население вынуждено было его покинуть, уйти в другие области.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 2)