История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
Ардешир I - представитель династии Сасанидов, короновался в качестве шаханшаха, принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.
Дарий I (522-484 гг. до н.э.) - выдающийся правитель империи Ахеменидов, проводивший реформы, направленные на максимальное укрепление центральной власти.
Кир II (558-530 гг. до н.э.) — создатель Персидской державы Ахеменидов.
Спитак Спитама — пророк из знатного рода Спитама, проповедник зороастризма.
Хосров I (531-579 гг.) - шаханшах, провел земельно-налоговые реформы, способствовавшие укреплению страны.
Ключевые даты:550 г. до н.э. — Кир II покорил Мидию, соединил власть над обеими родственными ветвями древних иранцев: персов и мидийцев.
538 г. до н. э. — захват Вавилона Киром II.
525 г. до н.э. — Камбиз II покорил Египет.
331 г. до н.э. — Александр Македонский нанес сокрушительное поражение персам при Гавгемалах, империя Ахеменидов перестала существовать.
226 г. - Ардешир I принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.
III в. — распространение манихейского движения.
Конец V в. — движение маздакитов.
Основные понятия:
Авеста — собрание священных канонических текстов зороастризма; первоначально состояла из 21 книги, сохранились три — «Ясна», «Вендидат», «Висперед»; выступала в роли действующего права в странах Ближнего и Среднего Востока.
Ангхро-Манью (Ахриман) — в зороастризме глава всех злых духов (олицетворял мрак, смерть).
Ахуро-Мазда (Ахурамазда) — в зороастризме глава всех добрых сил (Ахуро — абсолют, бесконечное, Мазда — верховный разум).
Зороастризм — древнейшая из мировых религий откровения, была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.
Има-человек — в зороастризме сын неба, прообраз Адама; изгнан из рая, чтобы построить царство счастья на земле.
Манихейство — еретическое учение, возникшее на основе зороастризма.
Сатрапия — провинция в древнем и раннесредневековом Иране, военно-административная единица, возглавлявшаяся сатрапом.
Хора — незатронутая эллинистическим влиянием основная часть ближневосточного мира.
Шаханшах — глава государства, «царь царей Эрана и не Эрана».
Источники:
Отрывок из Бехистунской надписи (522-486гг. до н.э.) (извлечение):
Я — Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь провинций, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид.
Говорит Дарий-царь: «Мой отец — Виштаспа, отец Виштаспы — Аршама, отец Аршамы — Ариарамна, отец Ариарамны — Чишпиш, отец Чишпиша — Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами… Искони наш род был царственным. Восемь из моего рода были до меня царями. Я — девятый… По воле Ахурамазды я — царь. Ахурамазда дал мне царство…»
Говорит Дарий царь: «Ахурамазда помог мне и другие боги, которые существуют, что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который стремился моему дому (делать добро), я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго… ты, который будешь впоследствии царем, не будь другом человеку, который будет лжецом и злодеем, наказывай его строго…
…если ты увидишь эту надпись и эти изображения и не разрушишь их, а будешь охранять по мере сил, пусть Ахурамазда будет тебе другом и пусть твой род будет многочисленным, да будешь, ты, долголетен и пусть Ахурамазда даст благой конец тому, что ты делаешь».
Отрывок из Гат (извлечение):
…Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля, ни убежденья, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души».
«Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие».
«И когда те да духа встретились вначале, они установили (с одной стороны) жизнь, (с другой стороны)- разрушение жизни…
«Из этих двух духов дух Друджа выбрал дело зла, Арту же выбрал святейший дух…
В будущей жизни каждого ждет воздаяние. Те, кто дружит с Арамати, будут в царстве Ахурамазды и Арты…
Пройдя через испытания в красном огне и расплавленном металле, друджевцы войдут в царство мрака, а артовцы — в царство света».
- << Назад
- Вперёд