История цивилизаций (Часть 2)
- История цивилизаций (Часть 2)
- 4.2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. до н.э.)
- 4.3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. до н.э.)
- 4.4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.э.-V в.)
- 4.5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
- 4.6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 5 Китай
- 5.2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.)
- 5.3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)
- 5.4. Империя Цинь
- 5.5. Эпоха династии Хань
- 5.6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
- 5.7. Достижения материальной и духовной культуры
- 5.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 6 Древний Иран
- 6.2. Государство Селевкидов (330-250 гг. до н.э.)
- 6.3. Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)
- 6.4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
- 6.5. Религиозно-мировоззренческие представления
- 6.6. Правовая система
- 6.
- Исторические личности и ключевые даты
К середине III в. до н.э. среди семи сильнейших государств Китая выделилось царство Цинь. Подчинив себе все государства, циньский ван принял титул хуанди — император. 26-летний император Цинь Ши-хуанди приступил к управлению государством. Чтобы управлять огромной добытой в боях империей, была создана система централизованного управления и полного подчинения каждого подданного государству.
Циньская империя была разделена на 36 областей во главе с губернаторами. Вся власть сосредоточивалась в руках верховного правителя императора могущественного деспота, правящего страной при помощи чиновников. Должностные лица империи руководствовались твердо установленными законами и были повязаны круговой порукой со взаимной слежкой и суровым наказанием за недонесение. Вводилось единое письменное законодательство, жестоко каравшее виновных (12 видов смертной казни). Для жителей империи наступили времена террора. Титулы и привилегии наследственной знати ликвидировались. Теперь степень знатности человека определяли богатство и личные заслуги перед императором. Бронзовое оружие у частных лиц изымалось и переливалось в колокола.
Помимо ряда мер, направленных на развитие экономики и укрепление государственной власти, таких как унификация мер и весов, введение единой денежной системы и малого упрощенного письма (основы современной китайской письменности) по всей империи возводились храмы и дворцы. Не жалели средств на благоустройство столицы и для украшения 270 императорских дворцов, расположенных в ее окрестностях. Была создана сеть государственных дорог, Великий Китайский канал. Император увеличил государственные повинности, сурово подавлял народные выступления, подвергал физическому уничтожению политических противников и всех инакомыслящих.
Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен сюнну активно строилась цепь мощных оборонительных сооружений так называемая Великая китайская стена, длиной в 750 км (совр. 4000 км). Стена была сложена из каменных плит, пересыпанных утрамбованным лёссом. Имевшая не только оборонительное значение, стена помогала наладить торговые связи с другими народами и выступала своеобразным цивилизационным символом первой империи Китая.
Следы перемен в стране были заметны и ощутимы, однако порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались. Что вынуждало основную массу людей испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. Цинь Ши-хуанди распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, агрономии и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, а также критику правительства.
Ликвидируя административно-хозяйственные центры государств периода Чжаньго, наложив запрет на некогда процветавшие школы философов, циньский император вызвал сильное недовольство. После его смерти в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые привели империю к гибели.
Опыт становления и гибели Циньской империи дал первый в истории мировых цивилизаций пример того, что даже самая совершенная теория государственного и социального устройства, примененная на практике, может дать отрицательный результат, если она игнорирует особенности менталитета и образа жизни народа, сложившиеся веками. Благодаря жестокому режиму, созданному в эпоху Цинь, удалось достичь некоторого прогресса в развитии материальных компонентов цивилизации, но ценой невероятного напряжения сил населения империи. Эксперимент династии Цинь по созданию первого централизованного государства продлился всего 14 лет, после чего начался новый цивилизационный цикл — эпоха династии Хань.