Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- 1.2. Познавательные и прагматические модели
- 1.3. Статические и динамические модели
- 1.4. Классификация моделей по способу воплощения
- 1.5. Знаковые модели и сигналы
- 1.6. Условия реализации модельных свойств
- Лекция 2. Модели систем
- 2.1. Система как средство достижения цели
- 2.2. Модель «черного ящика»
- 2.3. Модель состава системы
- 2.4. Модель структуры системы
- 2.5. Структурная схема системы. Графы
- 2.6. Динамические модели систем.
- Лекция 3. Классификация систем.
- 3.1. Переменные системы
- 3.2. Операторы системы
- Лекция 4. Системы с управлением
- 4.2. Гомеостазис системы
- 4.3. Ресурсы управления
- Лекция 5. роль измерений при моделировании систем
- 5.2. Измерительные шкалы
- 5.2.1. Шкалы наименований
- 5.2.2. Порядковые шкалы
- 5.2.3. Модифицированные порядковые шкалы
- 5.2.4. Шкалы интервалов
- 5.2.5. Шкалы отношений
- 5.2.5. Шкалы разностей
- 5.2.6. Абсолютная шкала
- 5.2.7. Замечания по применимости шкал при измерении изучаемых объектов
Поскольку чем сильнее шкала, в которой производятся измерения, тем больше сведений об изучаемом объекте, явлении, процессе дают измерения. Поэтому естественно стремление проводить исследования в более сильной шкале. Но при этом надо иметь в виду, что выбор шкалы должен ориентироваться на объективные отношения, которым подчинена наблюдаемая величина, и лучше всего проводить измерения в той шкале, которая максимально согласована с этими отношениями. (Если измерять в шкале более слабой, чем согласованная, это приводит к потере части информации, если же применяется более сильная шкала, чем согласованная, полученные данные все равно не будут иметь той силы, на которую ориентируется их обработка.
Аналогичная ситуация может возникнуть после проведения измерений. По некоторым причинам исследователь может перевести их из одной шкалы в другую. Если в более слабую — надо помнить, что произойдет некоторое ухудшение качества выводоы. Если в более сильную (типичный случай — «оцифровка» качественных шкал: классам в номинальной или порядковой шкале присваиваются номера, с которыми дальше работают как с числами. Здесь важно не выходить за пределы допустимых преобразований (тогда оцифровка — это просто перекодировка в более удобную, например, для ЭВМ, форму).
Некоторые преобразования могут ненамеренно изменить уровень шкалы, например, в акустике и радиотехнике отношения мощностей сигналов Р1 и Р2 измеряются в дБ: N = 10 lg (P2/P1). Здесь сами Р1 и Р2 измеряются в шкале отношений, а величина N принадлежит шкале интервалов.
Контрольные вопросы
1. Что такое измерение?
2. Объясните выражения «сильная шкала», «слабая шкала».
3. Что такое шкала наименований (порядковая, отношений и т.п.)?
4. Каковы возможные последствия «усиления» и «ослабления» наблюдений, т.е. пересчета протокола наблюдений в шкалу, отличную от той, в которой проводилось наблюдение?
5. Каким условиям должны удовлетворять измеряемые величины, чтобы их можно было измерять в шкалах отношений?
6. Какие величины можно измерять в шкалах отношений из приведенного списка: масса, температура, энергия, высота мощности, деньги, длина, время?
7. Какая шкала называется абсолютной, почему?
- << Назад
- Вперёд