Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- 1.2. Познавательные и прагматические модели
- 1.3. Статические и динамические модели
- 1.4. Классификация моделей по способу воплощения
- 1.5. Знаковые модели и сигналы
- 1.6. Условия реализации модельных свойств
- Лекция 2. Модели систем
- 2.1. Система как средство достижения цели
- 2.2. Модель «черного ящика»
- 2.3. Модель состава системы
- 2.4. Модель структуры системы
- 2.5. Структурная схема системы. Графы
- 2.6. Динамические модели систем.
- Лекция 3. Классификация систем.
- 3.1. Переменные системы
- 3.2. Операторы системы
- Лекция 4. Системы с управлением
- 4.2. Гомеостазис системы
- 4.3. Ресурсы управления
- Лекция 5. роль измерений при моделировании систем
- 5.2. Измерительные шкалы
- 5.2.1. Шкалы наименований
- 5.2.2. Порядковые шкалы
- 5.2.3. Модифицированные порядковые шкалы
- 5.2.4. Шкалы интервалов
- 5.2.5. Шкалы отношений
- 5.2.5. Шкалы разностей
- 5.2.6. Абсолютная шкала
- 5.2.7. Замечания по применимости шкал при измерении изучаемых объектов
Модифицированные порядковые шкалы создаются для усиления порядковых шкал (иногда такое усиление лишь кажущееся). Это порядковые шкаолы, но не в строгом смысле этого слова. Другая причина введения модифицированных порядковых шкал эаключена в том, что многие из измеряемых в порядковых шкалах величин имеют непрерывный характер, таким образом тут есть попытка ввести между двумя шкальными значениями третье. О том, что это все-таки не числа, а порядковые данные, часто забывают и это может привести к ошибкам.
Примеры.
Шкала твердости по Моосу (основана на том, что из двух минералов тверже тот, который оставляет на другом царапины или вмятины) ® отношене А тверже В.
Эталоны: 1 — тальк 4 — флюорит, 7 — кварц 10 — алмаз
2 — гипс 5 — апатит 8 — топаз
3 — кальций 6 — ортоклаз 9 — корунд
- искусственно слабый порядок.
Шкала Бофорта (1806 г.) 0 — штиль, 4 — безветрие, 6 — сильный ветер, 10 — шторм, 12 — ураган. Градации имеют условный характер.
Шкала магнитуд Рихтера (1935) М = lgА ® метод оценки балльности (интенсивности) на поверхности по магнитуде, расстоянию до эпицентра и глубине очага.
Балльные шкалы оценки знаний: — здесь ошибки и напоминание проявляются наиболее сильно (учет среднеарифметического балла — величины, не имеющей смысла в порядковой шкале, директивные определения того, каким требованиям должен удовлетворять ответ, чтобы за него был выставлен тот или иной балл).
Порядковая шкала Черчмена и Акоффа, которая часто используется в социологических и других подобных исследованиях.
Пусть имеется 4 предмета: А, В, С, D.
1) опрашиваемый упорядочивает их:
А ³ В ³ С ³ D
2) приписывание предметам любых чисел между 0 и 1 ® выражает грубо «силу предпочтения», например
3) уточнение А — в сравнении с В, С и D вместе взятых.
Если А >ВÇСÇД, то
, далее упорядочиваем В и СÇД:
если СÇД > В, то уменьшают вес В, чтобы В < С+Д:
(Общая рекомендация: для уменьшения количества перебираемых комбинаций при уточнении шкалы наиболее предпочтительной альтернативе приписывается единичный вес, а остальные — группируются по 3).
Основной недостаток — в психологии предположение об аддитивности весов предпочтения не всегда выполняется.