Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- 1.2. Познавательные и прагматические модели
- 1.3. Статические и динамические модели
- 1.4. Классификация моделей по способу воплощения
- 1.5. Знаковые модели и сигналы
- 1.6. Условия реализации модельных свойств
- Лекция 2. Модели систем
- 2.1. Система как средство достижения цели
- 2.2. Модель «черного ящика»
- 2.3. Модель состава системы
- 2.4. Модель структуры системы
- 2.5. Структурная схема системы. Графы
- 2.6. Динамические модели систем.
- Лекция 3. Классификация систем.
- 3.1. Переменные системы
- 3.2. Операторы системы
- Лекция 4. Системы с управлением
- 4.2. Гомеостазис системы
- 4.3. Ресурсы управления
- Лекция 5. роль измерений при моделировании систем
- 5.2. Измерительные шкалы
- 5.2.1. Шкалы наименований
- 5.2.2. Порядковые шкалы
- 5.2.3. Модифицированные порядковые шкалы
- 5.2.4. Шкалы интервалов
- 5.2.5. Шкалы отношений
- 5.2.5. Шкалы разностей
- 5.2.6. Абсолютная шкала
- 5.2.7. Замечания по применимости шкал при измерении изучаемых объектов
Оператором S системы называется связь между входными и выходными переменными. Соответственно, то особенностям операторов системы классифицируются следующим образом (рис.3).
На 1-м уровне здесь располагаются классы систем, отличающиеся степенью известности оператора S.
Рис.3 |
Здесь второй блок 1-го уровня (непараметризованный класс) соответствует ситуациям с очень скудной априорной информацией об S. Может, например, быть известно, что в соотношении Y = S (x) функция S непрерывна, монотонна или симметрична, но никаких конкретных данных о функциональном характере этой зависимости нет.
Третий блок 1-го уровня соответствует ситуации, когда мы можем записать зависимость y(x) от x(t) в явной форме с точностью до конечного числа параметров q = (q1 … qк), т.е. y(t) = S(x(×), q). Пример: S = Jn — закон Стивенса , Закон Вебера-Фехнера S = KlnJ + C.
Большие и сложные системы. Теперь можно вновь вернуться к определению больших и сложных систем и уточнить их.
Большие системы — системы, моделирование которых затруднительно вследствие их размерности. Существуют два способа перевода их в малые:
1) разработка более мощных ЭВМ;
2) декомпозиция многомерной задачи на совокупность связанных задач меньшей размерности.
Сложные системы — системы, в моделях которых не хватает информации для эффективного управления.
Действительно, признак простоты системы — это достаточность информации для управления. Если же полученное с помощью модели управления приводит к неожиданным, непредвиденным или нежелательным результатам, т.е. отличающимися от предсказанных моделью, это может быть объяснено недостатком информации и интерпретироваться как сложность системы.
Таким образом, свойство простоты или сложности управляемой системы является свернутым отношением между нею и управляющей системой, точнее, между системой и ее моделью. Это отношение объективно (примеры: кодовый замок, родной язык, умение обращаться с компьютером, водить автомобиль и т.п.).
Считается также, что сложную систему можно охарактеризовать тремя основными принципами:
1) свойством робастности (сохранения частичной работоспособности при отказе отдельных элементов или подсистем, что объясняется функциональной избыточностью сложной системы (простая система может находиться лишь в одном из двух состояний (работоспособности или полного отказа);
2) большим числом неоднородных (разных по типу) связей;
3) интегративной целостностью (эмерджентностью), которая достигается за счет обратных связей, играющих важнейшую роль в управлении сложной системой.
В отношении информации можно сказать то, что структурная сложность системы должна быть пропорциональна объему информации, необходимой для ее описания (т.е. снятия неопределенности). В этом случае общее количество информации о системе S, в которой априорная вероятность появления j-го свойства равна p(yi), определяется соотношением для количества информации (энтропийный подход):
Y = — S p(yi)log2(p(yi))/
Такая сложность называется также дескриптивной (описательной). Одним из способов описания такой сложности является оценка числа элементов, входящих в систему (переменных, состояний, компонентов) и разнообразия связей между ними.
В общей теории систем утверждается, что не существует систем обработки данных, которые могли бы обработать > 2×10547бит/(сек×г). Задачи, которые требую скорости более 10593 бит/(сек×г) (предел Бремермана — такое количество информации может обработать компьютер с массой, равной массе Земли за 4,5 млрд. лет), называются трансвычислительными.
Возможны два способа перевода сложной системы в более простую:
1) получение недостающей информации (основная задача науки);
2) смена цели.
Классификация по отношению к информационным ресурсам может быть развита и дополнена. Например, есть предложения выделить в отдельный класс «очень сложные системы (мозг, экономика и т.п.).
Не следует путать понятия сложная система и большая система: первое связано с материальными ресурсами, размерностью, второе — с информацией. Таким образом, между большими, малыми, простыми и сложными системами возможны все четыре комбинации (см. рисунок).
Итак, на основании рассмотренного в этой и в предыдущих лекциях можно сделать следующий вывод.
Если признать, что искусственная система остается системой, даже если ее цель неизвестна, а природа объективно системна, т.е. естественные объекты структурированы, упорядочены и имеют объективные цели.
Следует, что «не систем» в мире вообще не существует. Мы можем рассматривать некоторый объект, не считаясь с его системностью, но рано или поздно это выльется в появление проблем.
Характерные же различия между всевозможными системами учитываются с помощью классификаций систем.
При управлении системой выделяют следующие аспекты:
а) описание природы системы S;
б) задание типов переменных X, Y, Z;
в) конкретизация типа оператора S;
г) описание способа управления (получения U);
д) задание условий получения U (обеспеченности управления ресурсами).
Каждый из этих аспектов служит основой построения классификаций систем.
Контрольные вопросы1. Какая проблема возникает при переносе понятия системы на естественные объекты?
- Можно ли утверждать, что объект (естественный или искусственный) не является системой, если его цель неизвестна?
- Что такое оператор системы?
- Что такое «переменные системы»? Какие виды переменных, служащие основанием для классификации Вы знаете?
- Что означает развитие модели от «черного ящика» до «белого ящика».
- Какие промежуточные между черным и белым ящиком классы моделей систем Вы можете назвать?
- Чем отличаются инерционные и безинерционные системы?
- Какие особенности управления дают основания для различения программного управления, регулирования, параметрической адаптации, структурной адаптации?
- Чем отличается большая система от сложной?
- Что такое сложность систем: отношение между системой и ее моделью или атрибут самой системы?