Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- 1.2. Познавательные и прагматические модели
- 1.3. Статические и динамические модели
- 1.4. Классификация моделей по способу воплощения
- 1.5. Знаковые модели и сигналы
- 1.6. Условия реализации модельных свойств
- Лекция 2. Модели систем
- 2.1. Система как средство достижения цели
- 2.2. Модель «черного ящика»
- 2.3. Модель состава системы
- 2.4. Модель структуры системы
- 2.5. Структурная схема системы. Графы
- 2.6. Динамические модели систем.
- Лекция 3. Классификация систем.
- 3.1. Переменные системы
- 3.2. Операторы системы
- Лекция 4. Системы с управлением
- 4.2. Гомеостазис системы
- 4.3. Ресурсы управления
- Лекция 5. роль измерений при моделировании систем
- 5.2. Измерительные шкалы
- 5.2.1. Шкалы наименований
- 5.2.2. Порядковые шкалы
- 5.2.3. Модифицированные порядковые шкалы
- 5.2.4. Шкалы интервалов
- 5.2.5. Шкалы отношений
- 5.2.5. Шкалы разностей
- 5.2.6. Абсолютная шкала
- 5.2.7. Замечания по применимости шкал при измерении изучаемых объектов
Если можно выполнить упорядочивание объектов так, что будет известно расстояние между ними, можно воспользоваться более сильной шкалой — шкалой интервалов. То есть естественно выражать эти расстояния в единицах, хотя и произвольных, но одинаковых по всей длине шкалы. Таким образом, объективно равные интервалы измеряются одинаковыми по длине отрезками шкалы, где бы они не расположились.
(Пусть по одной шкале 2 интервалов: D1х и D2х, а по другой D1y и D2y, все равно D1х/D2х = D1у/D2у).
Введенные шкалы могут иметь произвольные начала отсчета и единицы длины, а связь между показателями является линейной: у = ах+b, где ¥ < b < ¥ (температура, время, высота местности). Название «шкала интервалов» подчеркивает, что в этой шкале только интервалы имеют смысл настоящих чисел и только над интервалами следует выполнять математические операции (шкала Цельсия температура увеличивается с 9° до 18°, а по Фаренгейту в той же шкале с 37° до 42°.