Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 1
- 1.2. Познавательные и прагматические модели
- 1.3. Статические и динамические модели
- 1.4. Классификация моделей по способу воплощения
- 1.5. Знаковые модели и сигналы
- 1.6. Условия реализации модельных свойств
- Лекция 2. Модели систем
- 2.1. Система как средство достижения цели
- 2.2. Модель «черного ящика»
- 2.3. Модель состава системы
- 2.4. Модель структуры системы
- 2.5. Структурная схема системы. Графы
- 2.6. Динамические модели систем.
- Лекция 3. Классификация систем.
- 3.1. Переменные системы
- 3.2. Операторы системы
- Лекция 4. Системы с управлением
- 4.2. Гомеостазис системы
- 4.3. Ресурсы управления
- Лекция 5. роль измерений при моделировании систем
- 5.2. Измерительные шкалы
- 5.2.1. Шкалы наименований
- 5.2.2. Порядковые шкалы
- 5.2.3. Модифицированные порядковые шкалы
- 5.2.4. Шкалы интервалов
- 5.2.5. Шкалы отношений
- 5.2.5. Шкалы разностей
- 5.2.6. Абсолютная шкала
- 5.2.7. Замечания по применимости шкал при измерении изучаемых объектов
Лекция 1
Модели и моделирование
1. Понятие модели, моделирования
2. Познавательные и прагматические модели
3. Статические и динамические модели
4. Классификация моделей по способу воплощения
5. Знаковые модели и системы
6. Условия реализации модельных свойств
1. Понятие модели, моделирования
Наш курс называется «Системный анализ и моделирование процессов в техносфере». Ранее было сказано также, что человеческому мышлению в принципе присуща системность, равно как и моделирование есть неотъемлемое свойство человеческой деятельности. Осознание этого свойства происходило постепенно, равно как и расширение понятия «модель».
Первоначальное определение модели — некоторое вспомогательное средство, который в определенной ситуации заменяет другой объект. Вначале понятие «модель» относилось только к материальным объектам, как, например, манекен (модель человеческой фигуры, чучело (модель животного), модели автомобилей, самолетов и т.п. Возможны и другие, более точные определения, например: «модель» — это некий объект — заместитель, который в определенной степени заменяет объект — оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем по сравнению с оригиналом модель имеет существенные преимущества для определенного вида работы с ней, а именно: наглядность, доступность испытаний и т.п.
Модель — это не абсолютная копия оригинала, она предполагает уже некоторую степень абстрагирования. Чертежи, рисунки, карты — это тоже модели, но они соответствуют более высокой степени абстрагирования от оригинала, поэтому их модельные свойства были осознаны намного позже.
В настоящее время понятие модели расширилось, оно включает и реальные и, так называемые «идеальные» модели, например, математические модели. Свойствами модели обладают такие формы научных представлений о мире как законы, гипотезы, теории.
Модели не только качественно различны, они иерархичны, т.е. могут быть модели более высокого уровня и менее высокого, как, например, в случае моделей научного знания:
Выше было сказано, что моделирование есть неотъемлемое свойство человеческой деятельности. Можно уточнить, что это — неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности
Любая деятельность человека имеет целевой характер, а цель — не что иное, как образ ожидаемого будущего, т.е. Модель состояния, на реализацию которого направлена деятельность.
Далее: деятельность системна, т.е. она осуществляется не хаотично, а по определенному плану, или алгоритму. Следовательно, алгоритм тоже можно рассматривать как модель будущей деятельности.
Из этих рассуждений следует, что модель является не просто образом — заменителем оригинала, а целевым отображением. (Пример — роль бревна на тур. Стоянке). Т.е. модель отображает не сам по себе объект-оригинал, а то, что в нем нас интересует, т.е. то, что соответствует поставленной цели.
Поскольку модель — целевое отображение, один и тот же объект может иметь множество моделей в зависимости от целей.
- Prev
- Вперёд >>