Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда — Изменение экономической активности предпринимателей

Изменение экономической активности предпринимателей

в различных фазах длинной волны Кондратьева


Депрессия

Действуют экспансионистские модели поведения, основанные на риске и творческом поиске новых альтернатив

Оживление

Действуют оптимистические модели поведения, обусловленные факторами экономического роста, расширения рынка и конкурентной борьбы

Процветание

Действуют стабилизационные модели поведения, ориентированные на защиту и сохранение достигнутого экономического статуса

Рецессия

Действуют консервативные, пессимистические модели поведения, ориентированные на свертывание экономической активности и защиту активов

Экспансионистская модель поведения в фазе депрессии. В этой фазе спад производства, отсутствие роста ВНП, появление излишних, не использующихся мощностей, банкротства и тому подобные последствия депрессии вызывают следующие реакции предпринимательского корпуса.

Происходит массовая консолидация предпринимательского потенциала, который концентрируется в направлении поиска альтернатив, нивелирующих и амортизирующих последствия депрессии. Эти альтернативы могут быть самыми разными: от защиты капитальных и финансовых активов в условиях кризиса до поиска технологических, организационных и институциональных инноваций, способствующих максимальному снижению издержек производства. Но самое главное, что все альтернативы экспансионистского поведения базируются на позитивной экономической мотивации, связанной с максимальной творческой инициативой, риском и поиском благоприятных возможностей для выхода из кризиса и осуществления экономического роста.

Следует отметить, что параметры данной макропсихологической ситуации в фазе депрессии, представленные К. Де Грином и экстраполированные нами на поведенческие модели предпринимателей, базируются на концепциях Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и их последователей, которые были сторонниками внедрения базовых инноваций в фазе депрессии.

Оптимистическая модель поведения в фазе оживления. Эта фаза характеризуется следующими особенностями: начинается рост ВНП, инвестиций, возникают новые сектора экономики, формируются новые рынки и усиливается конкурентная борьба между предпринимателями. Монополистическая структура рынка, доминировавшая в фазе депрессии, в связи с его «сжатием» и выживанием наиболее мощных предпринимательских структур, частично «очищается» для новых фирм, предлагающих инновационные продукты, услуги и технологии. В отельных секторах экономики, особенно лидирующих, начинается активная диффузия инноваций, получивших развитие в предыдущий период.

В этих условиях оптимистическая модель предпринимательского поведения, с одной стороны, отражает общий подъем конъюнктуры на рынках, а с другой — является стимулирующим фактором этого роста, то есть происходит синхронизация экономического роста и оптимистических ожиданий и предпочтений активных экономических агентов, которые способствуют этому росту. Основные макропсихологические особенности оптимистической модели предпринимательского поведения заключаются в следующем.

Агрессивный прорыв на рынки определенной популяции предпринимателей, осуществленный на предыдущем этапе, позволяет им усиливать прессинг на старых рынках и открывать новые сектора в условиях интенсивной конкуренции. Как и на предыдущем этапе, действия предпринимателей отличаются максимальным риском и творческой инициативой. Однако в фазе оживления риск предпринимателя в большей степени направлен на достижение устойчивого статуса и закрепления собственной экономической ниши. Эта потребность особенно возрастает в фазе процветания.

Стабилизационная модель поведения в фазе процветания. Общая макроэкономическая ситуация в этой фазе длинной волны характеризуется следующими особенностями: устойчивым ростом ВНП, возрастанием капитальных запасов и инвестиций, дальнейшим развитием конкурентных рынков с постепенно усиливающейся тенденцией к концентрации и централизации капитала. В конечном итоге, процесс развития успешных фирм и предприятий замедляется, предельная производительность их капитальных благ достигает своего максимума. В этой ситуации наиболее типичное поведение предпринимателей можно охарактеризовать так.

Их приоритеты, связанные с экспансией и расширением производственного потенциала, постепенно сменяются приоритетами сохранения стабильности и устойчивости достигнутого экономического статуса. Одним из элементов такой стратегии является постепенный перенос акцентов из сферы «прямой» конкурентной борьбы в сферу монополистической конкуренции. В этом случае основными факторами сохранения стабильности являются не повышение производительности и снижение издержек, а создание институциональных и экономических барьеров, способствующих вытеснению оппонентов.

В связи с наличием общей благоприятной ситуации социально-психологические особенности стабилизационных моделей поведения характеризуются снижением уровня тревожности. Это, в свою очередь, способствует тенденции к минимизации риска и ориентации на решение достаточно стандартных, апробированных задач. Отсюда следует тенденция к постепенному снижению творческой активности предпринимателей и их рентоориентированному поведению, связанному с эксплуатацией результатов, которые были достигнуты в прошлом. В конечной стадии этой фазы начинает возникать тенденция к постепенному созданию условий к переводу производственного капитала в более надежные, ликвидные активы.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда