Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда — Оптимистическая модель в повышательной фазе

Оптимистическая модель в повышательной фазе. В рамках повышательной фазы длинной волны наблюдается улучшение и стабилизация макроэкономической ситуации, что проявляется в снижении безработицы и достижении максимального уровня занятости. Это детерминируется ростом инвестиционного спроса, формированием и расширением новых рынков. Происходит увеличение темпов роста ВНП, заработной платы и доходов занятых, что, в свою очередь стимулирует рост производства. Эти параметры экономического подъема оказывают свое позитивное воздействие на поведение занятых по найму, которое характеризуются следующими особенностями.

Постепенно минимизируются стрессогенные последствия спада. Снижается прямая угроза благосостоянию занятых работников, а восприятие благоприятных альтернатив и возможностей расширяется. В связи с увеличением занятости и ростом доходов обнаруживается тенденция роста творческой инициативы, которая в наибольшей степени проявляется в первом периоде повышательной фазы длинной волны. Расширение рынка труда способствует увеличению альтернатив занятости, что, в свою очередь, увеличивает склонность наемных работников к риску в плане поиска новых рабочих мест и предъявлении повышенных требований к работодателям. Речь идет о том, что в условиях роста потребности в рабочей силе асимметрия спроса–предложения на рынке труда может смещаться в сторону наемных работников (особенно высококвалифицированных).

В фазе оживления (роста) и, соответственно, расширения занятости, доминируют оптимистические доминанты и ценности экономического поведения, которые обусловлены благоприятной социально-экономической ситуацией, относительным ростом доходов и расширением альтернатив на рынке труда. В фазе процветания (стабильности) процесс экономического роста достигает своего естественного предела (плато); в этих условиях основной доминантой экономического поведения занятых по найму (точно так же, как и предпринимателей) является мотивация сохранения стабильности своего социально-экономического положения. Эта установка массового поведения является «активным» социальным тормозом, противодействующим отрицательным последствиям неизбежного спада экономической активности. Формы этого социального противодействия могут выражаться в различных активных и пассивных формах адаптивного поведения.

Активные и пассивные модели адаптивного поведения работников в понижательной фазе. В условиях начинающегося спада, переходящего в депрессию, происходит резкая поляризация социальных установок и мотиваций занятых, эпицентры которой находятся в различных социальных группах. У одной группы занятых по найму макропсихологические характеристики в условиях рецессии, указанные Де Грином, проявляются и пролонгируются и на период депрессии (пассивные модели адаптации). В то же время другая группа занятых по найму резко изменяет стереотипы своего поведения и в условиях депрессии демонстрирует установки, в большей степени характерные для предпринимателей (активные модели адаптации).

Активную модель адаптации можно гипотетически дифференцировать на три вида. Во-первых, экономический спад и депрессия порождают массовые протесты, связанные с проявлением различных форм экономической и социально-политической борьбы. Естественно, что часть наиболее активных представителей занятого по найму населения интегрируется и институционализируется в рамках профсоюзных и социально-политических движений, отражающих и защищающих их интересы. Во-вторых, активной реакцией на спад экономической активности является интенсивный поиск новых секторов спроса и предложения рабочей силы. В-третьих, в условиях спада и депрессии среди наиболее квалифицированных и энергичных наемных работников может наблюдаться тенденция к смене экономического статуса и переходу в категорию самозанятых или предпринимателей.

Пассивные формы адаптивного, а в ряде случаев по существу неадаптивного, поведения занятых в условиях спада и депрессии также можно подразделить на несколько видов. Во-первых, можно выделить определенную часть занятых работников, которые по разным причинам индифферентно относятся к ухудшению своего положения при условии сохранения своего рабочего места. Во-вторых, — группу маргиналов, которые переходят в категорию люмпенов и наполняют «отстойники» социальных систем, особенно в период экономических депрессий и кризисов. В-третьих, можно выделить самую многочисленную группу занятых по найму, которая относится к категории потенциальных или реальных безработных. Данная группа демонстрирует самые массовые виды поведенческих реакций, отражающих негативное отношение к последствиям экономических спадов и депрессий. Она и является тем «горючим материалом», который используется различными политическими лидерами и демагогами в процессе борьбы за власть.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда