Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда — Типология занятых по степени их экономической активности на рынке

Вышесказанное можно суммировать в типологии занятых по степени их экономической активности на рынке


Первая категория — собственники рабочих мест реализуют активные формы предложения своих профессиональных ресурсов и характеризуются следующими особенностями. Во-первых, решая свои экономические задачи, они мыслят макроэкономическими категориями. Во-вторых, изначально, не зависимо от масштабов своих задач, они ориентированы на активные формы реализации и предложения своих профессиональных и личностных возможностей. В-третьих, они являются субъектами, принимающими решения в последней инстанции и предпочитающими свободный выбор экономических альтернатив патерналистской опеке со стороны.

Вторая категория — наемные работники независимо от формы занятости ориентированы на рабочие места, принадлежащие работодателям. В процессе поиска места работы они свободны в выборе альтернатив и ведут себя подчас весьма изощренно в условиях неопределенности и неполноты информации на рынке труда[23]. Но это только один аспект их экономических действий до заключения контракта с работодателем. Другой аспект предполагает, что при формальной свободе выбора работники, предлагая свои профессиональные способности, вынуждены по необходимости включаться в систему подчинения тем правилам, которые задаются работодателями.

Таким образом, на уровне фирмы отношения работника и работодателя будут определяться режимами максимизации выгоды каждого из них в определенном временном и институциональном контексте. Для наемного работника это означает, что он добровольно и на контрактной основе включается в конкретную систему подчинения (производственную иерархию), ожидая от работодателя выполнения своих обязательств. Для работодателя, — что нанятый им работник обеспечит на рабочем месте необходимую величину предельного продукта труда, внося свой вклад в функцию максимизации прибыли фирмы.

Как мы уже отмечали, это функциональное отношение между наемным работником и работодателем может быть устойчивым и не устойчивым, поскольку на него влияет множество факторов, которые нельзя полностью исчислить или просто учесть. Вклад работника в дела фирмы как ее агента все время изменяется как по объективным, так и по субъективным причинам. То же самое наблюдается и со стороны работодателя.

Эта проблема получила свое развитие в рамках неоинституционалистских теорий трансакционных издержек. Представители этих концепций отрицали нереалистичные предпосылки неоклассической модели совершенной конкуренции, в том числе при объяснении экономического обмена работника и работодателя на рынке труда. Речь идет о том, что обмен между агентами рынка, независимо от того, какую функцию они реализуют, регулируется определенной системой формальных и неформальных правил, которые определяют экономическую эффективность обмена для той и другой стороны. Короче говоря, та институциональная и социальная среда, в которой действуют экономические агенты, вступающие в различные виды экономического обмена, может тормозить или ускорять эффективное и эквивалентное перераспределение выгод и издержек между ними. В результате этого обменные отношения могут быть симметричными и асимметричными для той или другой стороны.

Таким образом, экономический обмен, понимаемый нами как обмен выгодами и издержками между различными агентами рынка, институционально обусловлен целесообразными действиями в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, адаптации и контроля над выполнением взятых обязательств.

В этой связи отношения работника и работодателя можно рассматривать как договорную систему, которая объединяет их в рамках взаимных обязательств, где в идеале предусматривается паритет (или равновесие) выгод и издержек с обеих сторон. Если считать контракт цементирующим элементом этих отношений, то все другие аспекты, способствующие поддержанию устойчивости и стационарности обмена, можно считать факторами, которые влияют на его эффективность.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда