Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда — Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада)
- Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда
- Первичные и вторичные сектора занятости
- Модели социальной дискриминации
- Взаимоотношения работодатель–работник в рамках трансакционного анализа
- Три типа контрактов, отражающих функционально-нормативную специфику взаимодействий нанимателя и продавца рабочей силы
- Типология занятых по степени их экономической активности на рынке
- Пять классов трансакционных издержек
- Тактики поведения, которые характеризуют степень их адаптации к изменению рыночной и социальной конъюнктуры
- Конъюнктурные модели экономического поведения на рынке труда
- Изменение экономической активности предпринимателей
- Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада)
- Оптимистическая модель в повышательной фазе
Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада). В этой фазе происходит снижение темпов роста ВНП, объем капитала постепенно становится избыточным, увеличиваются товарные запасы при одновременном уменьшении спроса. Падение экономической конъюнктуры отражается на сужении производства, уменьшении занятости и увеличении банкротств и слияний. Усиливаются тенденции к концентрации и монополизации капитала, начинается процесс сворачивания производства в секторах, где в наибольшей степени наблюдаются рецидивы спада. Фазе рецессии соответствуют следующие характерные черты действий предпринимателей.
Консервативно-пессимистическая составляющая предпринимательского поведения начинает сменять стабилизационную постепенно. Это объясняется инерцией в процессе смены социальных и экономических стереотипов, которые не могут эластично изменяться в соответствии с изменением экономической конъюнктуры. То есть возникает ситуация отставания в осознании нарастающей объективной угрозы экономического спада и необходимости собственной мобилизации. В силу этого проявляются всем известные реакции и соответствующие им технологии экономического поведения, ориентированные на защиту обесценивающихся капитальных активов. В условиях спада «рациональная» реакция предпринимателей, нередко перерастающая в панику, предполагает сокращение издержек производства, товарных запасов, занятости, избавление от кредитов и вообще усиление общей установки, связанной с бегством от реальных капитальных активов в сферу спекулятивных операций.
Далее рассмотрим возможные модели поведения наемных работников в условиях повышательной (оживление и процветание) и понижательной (рецессия и депрессия) фаз длинной волны.
Мы считаем, что, используя четырехфазную модель К. Де Грина, объяснять поведение наемных работников гораздо проблематичнее, чем поведение предпринимателей (работодателей). Дело в том, что предпринимательский корпус — наиболее мобильная часть экономически активного населения, которая наиболее дифференцированно и наиболее реалистично реагирует на изменение параметров экономической конъюнктуры. В свою очередь значительная часть занятых по найму относится к более пассивной категории экономических агентов, реакции которых более диффузны. Естественно, что данное положение нельзя абсолютизировать, поскольку категория занятых по найму неоднородна[42]. В ее состав входят и такие активные группы, которые могут пополнять ряды предпринимателей и включаться в различные формы самозанятости.
Кроме того, следует отметить, что реакции предпринимателей и наемных работников на изменение экономической конъюнктуры неоднородны. Это подтверждается гипотезой С. Дубровского, который в своей теоретической модели длинной волны Кондратьева обосновал предположение о том, что экстремальные точки социальной напряженности и психологического дискомфорта разных социальных групп концентрируются в разных фазах волны. Точнее, пики социальной напряженности достигаются в течение одного цикла, но с эпицентрами в разных слоях общества[43]. Развивая это положение, С. Дубровский утверждает следующее.
Социальная напряженность в обществе обычно связывается с неравномерным распределением доходов между различными группами. Исходя из этого, гипотетическая волна социальной напряженности, если она существует, должна совпадать по фазе с волной эффективности новшеств. Это объясняется тем, что разрыв в доходах различных социальных групп зависит, в частности, от разрыва между производительностью труда на новых рабочих местах и средней производительностью труда, определяющей среднюю заработную плату для лиц наемного труда[44].
Если исходить из теории максимального психологического дискомфорта в моменты перехода от роста доходов к их относительному снижению, то можно предположить следующее. Группы, связанные с доходами от инноваций (то есть предприниматели), испытывают максимальный стресс в ситуации, когда, во-первых, эффективность новшеств достигает максимума, и, во-вторых, когда величина ВНП достигает минимума и только начинает расти, отставая от роста нормы прибыли и фондоотдачи[45]. Данное утверждение, по-видимому, синхронно макропсихологической концепции К. Де Грина, который связывает фазу депрессии в рамках длинной волны с «максимальным выбросом адреналина» у категории активных экономических агентов, несущих ответственность за внедрение инноваций. Этот позитивный импульс, демонстрируемый предпринимателями в условиях депрессии, указывает на особый тип «социального стресса», связанного, по словам Й Шумпетера, с процессом «созидательного разрушения»[46].
Очевидно, что пик социального и психологического дискомфорта значительная часть наемных работников ощущает в совершенно иной ситуации. По мнению С. Дубровского, наемные работники, чьи доходы зависят от общей экономической ситуации, испытывают максимальный стресс в социально-экономических условиях, когда длительный подъем сменяется спадом и когда эффективность новшеств достигает минимума, а вслед за этим начинают интенсивно падать норма прибыли и фондоотдача, что влечет за собой падение ВНП[47].
Учитывая все это, достаточно абстрактная модель К. Де Грина (в ней рассматривается феномен коллективного поведения наций) позволяет гипотетически выделить несколько типов поведения занятых, существенно отличающихся в повышательной и понижательной фазах длинной волны.