Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда — Тактики поведения, которые характеризуют степень их адаптации к изменению рыночной и социальной конъюнктуры
- Экономическая социология — экономическое поведение на рынке труда
- Первичные и вторичные сектора занятости
- Модели социальной дискриминации
- Взаимоотношения работодатель–работник в рамках трансакционного анализа
- Три типа контрактов, отражающих функционально-нормативную специфику взаимодействий нанимателя и продавца рабочей силы
- Типология занятых по степени их экономической активности на рынке
- Пять классов трансакционных издержек
- Тактики поведения, которые характеризуют степень их адаптации к изменению рыночной и социальной конъюнктуры
- Конъюнктурные модели экономического поведения на рынке труда
- Изменение экономической активности предпринимателей
- Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада)
- Оптимистическая модель в повышательной фазе
Мы уже показали также, что асимметрия экономического обмена в процессе найма рабочей силы возрастает в пользу покупателя пропорционально падению специфичности и уникальности трудовых ресурсов. То есть носители и собственники массовых профессиональных способностей в большей степени зависят от работодателей, поскольку им легко найти замену на рынке труда. В случае асимметрии экономического обмена представители массовых профессий реализуют различные тактики поведения, которые характеризуют степень их адаптации к изменению рыночной и социальной конъюнктуры.
Первая тактика — переквалификация и переход в те сферы занятости, где наблюдается подъем экономической активности. Очевидно, что такая тактика присуща наиболее мобильной части работников, которая может без ущерба изменять род занятий.
Вторая тактика — вынужденное согласие с ухудшением условий занятости и пассивное выжидание в надежде на изменения к лучшему. Данную тактику адаптации избирают, как правило, работники, которые по различным причинам не обладают возможностью скорректировать неблагоприятные условия найма.
Третья тактика характерна для работников, обладающих несколькими специальностями или имеющими возможность одновременно продавать свою компетентность нескольким работодателям. Речь идет о режиме «функциональной гибкости», но уже на внешнем рынке труда, которая позволяет работникам компенсировать конъюнктурное уменьшение уровня заработной платы в одном секторе рынка труда за счет дополнительной занятости в другом.
Четвертая тактика характеризует поведение так называемых аутсайдеров, которые не могут полностью или частично адаптироваться к изменению условий занятости и становятся безработными. Эту категорию, если исключить случаи функциональной незанятости, в основном составляют люди, полностью потерявшие трудоспособность по возрастным и другим объективным причинам, а также лица, полностью или частично утратившие навыки рыночного поведения, связанного с поиском сферы занятости.
Пятая тактика представляет собой различные формы борьбы с работодателями с целью переложить на них ответственность за падение деловой активности и понижение уровня жизни или добиться приемлемых условий занятости путем переговоров.
Все вышеперечисленные модели поведения, в свою очередь, можно также дифференцировать по различным основаниям: степени рациональности, числу участников, радикальности их требований и т.п. В качестве примера кратко рассмотрим популистскую и конструктивную модели поведения собственно наемных работников, отличающиеся степенью рациональности их действий.
В первом случае мы имеем в виду то, что носители массовых профессиональных способностей в большей степени, чем активные агенты рыночных отношений, подвержены воздействию механизмов социально-психологического заражения: панике, слухам, групповым и массовым психозам и экспектациям. В условиях стихийной консолидации работники, оказавшиеся в экстремальной ситуации на рынке труда, как правило, не действуют рационально. Им свойственны иррациональные формы поведения: агрессия, поиск виновников, ориентация на лидеров, которые обладают реальными или мнимыми рецептами стабилизации и улучшения экономического и социального положения. Эти лидеры используют энергию толпы, канализируя ее в различных (позитивных и негативных) направлениях.
Во втором случае имеются в виду рациональные модели поведения, когда работодатели и работники улаживают свои конфликты путем персональных и коллективных переговоров или используют различные формы арбитража. Это тем более конструктивно, что в цивилизованных рыночных условиях достаточно эффективно действуют соответствующие институты и механизмы, которые нивелируют неблагоприятные эффекты рыночной конъюнктуры и максимизационный эгоизм работодателей и работников. При этом наиболее значимыми субъектами социального арбитража выступают государство, профсоюзы и ассоциации бизнесменов (трипартизм), которые устанавливают и поддерживают в законодательном (договорном) порядке необходимый баланс интересов всех субъектов рынка, в том числе работников и работодателей.