Экономическая социология — монетарное поведение — Типология субъектов инвестиционного поведения
- Экономическая социология — монетарное поведение
- Объективные функции денег
- Рациональная мотивация трат ликвидных средств
- Три аспекта предпочтения ликвидности
- Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Иррациональная мотивация трат ликвидных средств
- Инвестиционное поведение
- Каналы перераспределения денежных средств
- Экономическая сущность инвестиций
- Типология субъектов инвестиционного поведения
- Объекты инвестиционного поведения
- Схемы максимизации выгоды
- Система экономических интересов
- Посредническое поведение
- Виды рынков
- Посредническая деятельность
- Институциональные ступени совершения трансакции
- Специализация посредничества
- Три основные формы коммерческого арбитража
- Институт посредничества
Проводя типологию субъектов инвестиционного поведения, можно дифференцировать их по уровню включения в инвестиционный цикл.
Первый уровень включения в систему инвестиционного цикла — автономно-собственнический. В самом первом приближении речь здесь идет о «чистых» инвестициях (инъекциях), осуществляемых различными агентами рынка, которые используют собственные или заемные средства для получения прибыли. К ним относятся предприятия, фирмы, корпорации и другие организации, ориентированные на процесс чистого капиталообразования. Последний связан с производством благ, услуг и других экономических ценностей. Эти субъекты рынка могут быть размещены в различных сферах и секторах экономики, в различных отраслях народного хозяйства. Самое существенное, что они принимают самостоятельные автономные решения, связанные с развитием и расширением собственного производства, оставаясь владельцами своих капиталов или большей их части и неся полную ответственность за свои решения и действия.
Второй уровень включения в систему инвестиционного цикла — акционерный. Здесь концентрируются предприятия и фирмы, опирающиеся на инвестиционные ресурсы акционерного капитала (внутреннего и/или внешнего), который является фактическим собственником конкретных производственно-экономических единиц. Структура акционерного капитала, контролирующего материальные активы и деятельность фирм и предприятий, может быть самой разнообразной. Однако номинальная структура акционерного капитала не всегда совпадает со структурой реального контроля над материальными активами со стороны акционеров. Часто бывает так, что реальный контроль осуществляется узкой группой лиц, формально не представленных в составе акционеров, но диктующих свою волю через подставные фирмы. Иногда контрольный пакет акций конкретного предприятия, которым владеет та или иная фирма, недостаточен для полного управления материальными активами, и действительный контроль предоставляется (или переходит в результате конкурентной борьбы) претенденту, владеющему рынком сбыта или банком, должником которого данное предприятие является. И т.п.
Третий уровень включения в систему инвестиционного цикла — массовый, то есть уровень массовых инвестиционных предложений. Здесь концентрируются две группы массовых инвесторов: внешних и внутренних.
В первом случае речь идет о сбережениях населения, которые широко используются в инвестиционном процессе, особенно в экономически развитых западных странах. Эти сбережения аккумулируются на счетах различного целевого назначения и степени ликвидности и преобразуются в финансовые и другие активы. Крупные пакеты акций массовых внешних инвесторов накапливаются различными небанковскими институциональными посредниками, которые на профессиональной основе осуществляют управление этими активами.
Массовые внешние инвесторы — это владельцы свободных ликвидных средств, помещенных в различные финансовые активы. Последними по доверенности сберегателей распоряжаются специальные институты финансового рынка, которые гарантируют определенную степень ликвидности, доходности и сохранности сбережений. Очевидно, что большинство внешних массовых инвесторов-сберегателей мало разбирается в технологии и правилах кредитования, биржевой игры и других операциях финансового и фондового рынка. В своих инвестиционных мотивациях они базируются на доверии к тем, кому передают в пользование свои сбережения, то есть на гарантиях, которые им обеспечивают.
Фактически здесь мы имеем дело с временных изъятием свободных ликвидных средств, которые на контрактной основе под определенные гарантии и при контроле государства перераспределяются от их собственников через институциональных посредников к реальным инвесторам.
Во втором случае речь идет о другой категории массовых инвесторов — рядовых работниках фирм, корпораций, являющихся владельцами части их акций. Естественно, что функциональные особенности их поведения и их экономический статус существенно иные, чем у инвесторов первой категории. Во-первых, они являются пользователями и распорядителями материальных активов, акций, которыми они владеют. Во-вторых, в отличие от первой категории, они не находятся в положении пассивного ожидания дохода от финансовых и материальных активов, собственниками которых являются. Здесь часто, но далеко не всегда, наблюдается прямая связь между ростом дивидендов и производственной активностью работников на рабочих местах. В-третьих, в определенных случаях они могут влиять на поведение менеджеров предприятий и политику внешних инвесторов. В экстремальных же обстоятельствах они имеют возможность кардинально менять методы, средства и субъектов управления материальными активами предприятий.
Однако в большинстве своем функции внутренних массовых акционеров в инвестиционном процессе достаточно ограничены и, прежде всего, потому, что они не обладают правом доступа к конфиденциальной информации, на основе которой принимаются решения, особенно стратегического характера, а также потому, что в профессиональном отношении они не обладают необходимой компетенцией.
Четвертый уровень включения в систему инвестиционного цикла — институционально-транзитный. Здесь имеются в виду транзитные посреднические структуры, которые аккумулируют заемные средства сберегателей, превращают их в инвестиционные ресурсы и на определенных условиях передают их реальным инвесторам. Таким образом, речь идет о транзитных каналах инвестирования (финансирования), по которым потоки денежных средств от владельцев переходят к заемщикам через таких финансовых посредников, как банки, ссудосберегательные учреждения, инвестиционные фонды и другие специализированные организации.
Пятый уровень включения в систему инвестиционного цикла — функционально-рыночный. На этом уровне действуют рыночные агенты и организационные структуры, не имеющие непосредственного отношения к прямым инвестициям. Их функция сводится к перманентной оценке и переоценке финансовых активов (ценных бумаг) и созданию наиболее оптимальных условий (институционально-правовых, контрольно-санкционных и информационных) для их спроса и предложения на фондовом рынке.
Речь идет о фондовой бирже — специально организованном институционализированном пространстве, где по соответствующим правилам и под контролем государства осуществляется процесс котировки, покупки и продажи ценных бумаг между различными агентами рынка с помощью посредников. Последние являются экспертами по движению и обороту ценных бумаг, специализируются на различных их видах и оказывают услуги своим клиентам по их размещению, купле и продаже. Фактически институт биржевых посредников выполняет функцию смягчения резких колебаний цен на акции, стабилизируя, выравнивая провалы и взлеты рыночной конъюнктуры.
Шестой уровень включения в инвестиционный цикл — институционально-регулятивный. В качестве активных субъектов на этом уровне действуют государство и его специализированные структуры. Они осуществляют контроль и регуляцию параметров (объемов, темпов, каналов) инвестиционных потоков в соответствии с конъюнктурой экономической активности и учетом экономических интересов всех субъектов (агентов) инвестиционного цикла (банков, других инвестиционных институциональных посредников, биржевого и небиржевого рынка, индивидуальных посредников финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также рядовых акционеров). Среди наиболее существенных аспектов институциональной регуляции следует отметить: защиту рядовых инвесторов-вкладчиков, не обладающих конфиденциальной информацией; страхование депозитов; выравнивание условий функционирования всех субъектов финансового рынка за счет постоянного контроля над их деятельностью, расширения информационной базы, лицензирования и т.д.
В идеале речь идет о формировании рынка совершенной конкуренции, где каждый активный агент должен иметь равновероятные шансы выигрыша при наличии достоверной информации обо всех его параметрах и деятельности партнеров и конкурентов. В целом функции государственного регулирования финансовой системы направлены на создание оптимального (при данной экономической конъюнктуре) оборота финансовых ресурсов, синхронного обороту и росту материальных активов, а также на устранение монопольных преимуществ отдельных структур, возникающих в случае предоставления ими новых услуг или в результате создания конъюнктурно-игровых эффектов.
Седьмой уровень включения в инвестиционный цикл — профессионально-инвесторский – касается деятельности инсайдеров, то есть профессиональных инвесторов. В силу своего положения они обладают конфиденциальной информацией и владеют технологиями управления инвестиционными ресурсами.
Инсайдеры в определенном смысле являются катализаторами активизации инвестиционных процессов. Их роль в этом смысле нельзя считать однозначно положительной, поскольку их доступ к конфиденциальной информации можно понимать и как позитивный, и как негативный факт. Что мы имеем в виду? Решения, которые принимаются на основе информированности, во-первых, предполагают максимизацию выгоды инсайдера: или в его отношениях с партнерами (это первый аспект), или в его отношениях с конкурентами (это второй аспект), или в его отношениях с государством (это третий аспект). Во-вторых, модель максимизирующего поведения инсайдера может быть направлена как на конструктивные, так и на деструктивные цели. Конструктивными действиями являются создание новых услуг инвестиционного характера, оптимизация производственного процесса фирмы или корпорации, повышение уровня прибыльности ее деятельности. Существуют и деструктивные цели: уничтожение фирмы-конкурента путем аквизиции, создание ситуации ажиотажного спроса и, соответственно, повышение цен на определенные виды акций предприятий, которые в действительности переживают экономический спад или вообще являются банкротами, а также создание всякого рода сомнительных схем движения активов.
Следует отметить, что инсайдеры — предприниматели инвестиционного и финансового рынка — концентрируются в различных его «точках», выполняя различные специализированные функции. К категории инсайдеров относятся:
· ведущие менеджеры предприятий и компаний, стабильный рост цен на акции которых отражает активный оборот и рост их материальных активов;
· менеджеры инвестиционных фондов, обеспечивающие доходность своих активов выше средней нормы прибыли;
· менеджеры банковских структур, внедряющие инновационную технику и технологию услуг, минимизирующие (по сравнению с конкурентами, действующими в аналогичных условиях) операционные и трансакционные издержки оборота инвестиционных ресурсов, применяющие новаторские схемы диверсификации портфеля активов;
· посредники фондового рынка, имеющие возможность доступа к конфиденциальной информации, к системам расчета и прогноза поведения рынка ценных бумаг, опережающим текущую рыночную информацию;
· государственные чиновники высшего ранга, определяющие и проводящие в жизнь законодательную регулятивную политику в области инвестиционно-финансовой деятельности (например, в сфере «дерегуляции» и спасения крупных банков).
Число функциональных звеньев инвестиционного процесса, где концентрируются различные группы инсайдеров, может быть увеличено. Однако самое существенное, что характерно для их вида деятельности — это ориентация на предпринимательский доход в этой сфере. Последний диверсифицируется по различным звеньям инвестиционного цикла и уравновешивается механизмом конкуренции между инсайдерами, а также регулятивной деятельностью государственных структур, которые снижают их монопольную прибыль путем налоговых и контрольно-ограничительных методов.
Известно, что многочисленные субъекты, включенные в инвестиционный процесс на различных уровнях его организации, существенным образом отличаются друг от друга по объекту, предмету и цели деятельности, то есть по своим экономическим интересам. Последние в конечном итоге зависят от функциональной специализации субъектов инвестиционного поведения, их экономической роли, того сектора инвестиционного процесса, в который они включены, а также от того, какими ресурсами и компетенцией они обладают. Очевидно, что экономический интерес пассивных инвесторов-сберегателей (отдельных граждан, членов семей, рядовых работников предприятий и фирм, владеющих акциями) существенно отличается от экономического интереса профессиональных инвесторов (менеджеров банков, инвестиционных фондов), а тем более — от экономических интересов институциональных субъектов (банков, корпораций, предприятий, фирм) и, наконец, государства и общества в целом.