Экономическая социология — монетарное поведение — Объективные функции денег
- Экономическая социология — монетарное поведение
- Объективные функции денег
- Рациональная мотивация трат ликвидных средств
- Три аспекта предпочтения ликвидности
- Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Иррациональная мотивация трат ликвидных средств
- Инвестиционное поведение
- Каналы перераспределения денежных средств
- Экономическая сущность инвестиций
- Типология субъектов инвестиционного поведения
- Объекты инвестиционного поведения
- Схемы максимизации выгоды
- Система экономических интересов
- Посредническое поведение
- Виды рынков
- Посредническая деятельность
- Институциональные ступени совершения трансакции
- Специализация посредничества
- Три основные формы коммерческого арбитража
- Институт посредничества
Любой акт экономического поведения в качестве важнейшего компонента предполагает использование денег. Поэтому основные модели экономического поведения детерминируются объективными функциями денег, которые являются средством:
· измерения экономической ценности обращающихся и обмениваемых благ;
· соизмерения их сравнительной ценности (эквивалентности) относительно друг друга;
· обеспечения обмена различными благами, субстанцией, определяющей масштаб и шкалу обмена;
· концентрации и накопления ценностей;
· калькуляции и расчета в экономических операциях, знаком и символом социально-экономического обмена, некой социальной условностью, являющейся продуктом соглашения между людьми ;
· оперативного оборота экономических ресурсов;
а также:
· стартовым условием рыночного поведения, способом получения выгоды от их обмена и обращения;
· нормативным правилом, обязательством, гарантом и посредником социально-экономического обмена .
Деньги — это не только абстрактное средство экономического обмена. Они не просто охватывают, но и включают в себя существенные свойства человеческих возможностей. С их помощью люди приобретают то, чего у них нет, обладают и распоряжаются объектами своих желаний. Возможности денег для их владельца вытекают из той свободы, которую они дают для выражения его различных нужд и желаний .
Хотя деньги и являются фактором достижения конкретных социальных и экономических целей, они не абсолютное благо, а лишь орудие его достижения. Однако в социальной практике деньги нередко фетишизируются как абсолютный символ богатства. Тогда нарушается, деформируется их экономическая функция как транзитного средства обмена, что приводит к деформации рациональных решений и действий. Понятно, что удовольствие от обладания деньгами носит временный характер. Однако в определенных случаях субъект не осознает относительности своего поведения. Он остается наедине со своими желаниями, которые продолжительное время руководят его действиями и намерениями.
Кроме того, чем больше ликвидных средств находится в распоряжении человека, тем сильнее соблазн пойти на поводу иррациональных или эмоциональных мотивов. Ограничители, которые держат человека в рамках возможного и должного, порою устраняются, открывая иллюзорную перспективу беззаботного и беззатратного существования. Тогда гедонистическая функция денег абсолютизируется и противопоставляется их экономическим функциям: удовольствие неограниченного потребления заслоняет рациональные мотивы, побуждающие человека лимитировать траты денежных средств в соответствии с мерой и интенсивностью их накопления.
Разумеется, в большинстве случаев гедонистические мотивы ликвидности денежных средств играют незначительную роль. Это связано с тем, что человек, особенно активно действующий в сфере экономики, — рациональное существо, мыслящее преимущественно категориями должного и возможного. Он сознательно ограничивает себя: величиной своих доходов, целью, которую он пытается достичь, нормами и соглашениями, которые он считает для себя обязательными. И самое главное: деньги, имеющиеся в его распоряжении, в большинстве случаев — следствие затраты собственных ресурсов, плата за усилия, предпринятые в прошлом. Удовольствие тратить ликвидные средства не может бать эквивалентно усилиям, направленным на получение определенного дохода. На уровне здравого смысла и повседневного опыта установлено, что объем трат ликвидных средств зависит от объема затрат, связанных с получением дохода. Эта исходная формула лежит в основе всех рациональных и большинства традиционных моделей монетарного поведения. Однако в определенных условиях и ситуациях она искажается.
Известно, что обращение любого экономического ресурса, в том числе денег, подчиняется определенной системе норм, которые без ущерба нельзя нарушать. В частности, операции с деньгами лимитируются целым рядом правил, усваиваемых большинством людей традиционно-опытным путем. Они определяются:
· объективными функциями денег, которые нельзя искажать;
· доверительно-нормативным порядком их обращения, закрепленным законодательно;
· величиной дохода, в соответствии с которой субъект экономического поведения имеет фиксированную сумму ликвидных средств и использует их по своему усмотрению;
· покупательной способностью денег, то есть реальным количеством благ, которые можно приобрести на одну единицу ликвидных средств;
· фидуционарностью денег, то есть доверием субъектов к их покупательной способности;
· системой защиты денежных средств, которая определяет основные правила обращения с деньгами, обязательные для всех и т.п.
Пользуясь этими и другими условиями (правилами) обращения с деньгами можно совершать в своих собственных интересах разнообразные операции экономического обмена, в том числе: купли–продажи, заимствования и кредитования, инвестирования, наследования, резервирования (накопления), конвертации и ряд других.
На операции (поведение) с деньгами воздействует множество объективных и субъективных факторов, в том числе: системы ценностей и социальных установок, доминирующих в той или иной среде, социальные стереотипы и привычки, традиции, компетентность субъектов монетарного поведения, характерологические особенности людей и т.п. Все это существенным образом влияет на типы мотивации субъектов монетарного поведения. В качестве гипотезы выделим рациональный, традиционный, альтруистический и иррациональный типы мотивации трат ликвидных средств, которые лежат в основе различных моделей монетарного поведения.