Экономическая социология — монетарное поведение — Специализация посредничества
- Экономическая социология — монетарное поведение
- Объективные функции денег
- Рациональная мотивация трат ликвидных средств
- Три аспекта предпочтения ликвидности
- Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Иррациональная мотивация трат ликвидных средств
- Инвестиционное поведение
- Каналы перераспределения денежных средств
- Экономическая сущность инвестиций
- Типология субъектов инвестиционного поведения
- Объекты инвестиционного поведения
- Схемы максимизации выгоды
- Система экономических интересов
- Посредническое поведение
- Виды рынков
- Посредническая деятельность
- Институциональные ступени совершения трансакции
- Специализация посредничества
- Три основные формы коммерческого арбитража
- Институт посредничества
Специализация посредничества обусловливается существованием различных профилей коммерческой деятельности в зависимости от видов экономических ценностей (товаров), которые обращаются на рынке. Их классификацию мы давали в разделе 3.2. Здесь же напомним, что основными товарами являются материальные товары, услуги, идеи, обязательства, права собственности, технологии, информация и компетенция.
Даже прямая торговля этими экономическими ценностями (товарами), различными по функциональным характеристикам, накладывает свою специфику на проведение сделки. Тем более это отражается на сделках с участием третьих лиц, которые оказывают услуги посреднического характера. Так, посреднические операции, связанные с оптимизацией финансовых и чисто торговых сделок, технологически относятся к различным классам. Таким образом, разные виды товаров требуют использования различных трансакций, отличающихся друг от друга технологией передачи товаров от одного агента другому, конфигурацией прав собственности при заключении сделки, системой гарантий и обязательств.
На наш взгляд, соединение классификации сделок по «глубине» посреднических функций с элементами специализации трансакций позволяет еще более четко дифференцировать особенности посреднического поведения. Эта объединенная классификация (классификатор) представлена в табл. 2. Следует отметить, что в идеальном случае в каждой клетке классификатора заключена особая модель посреднического поведения. Однако, изучая конкретные рынки, можно обнаружить, что некоторые модели, указанные в классификаторе, отсутствуют.
На рынке существует еще одна очень важная — арбитражная форма посредничества, которая находится в особом положении по отношению к формам, ранее рассмотренным нами. Арбитраж — один из древнейших видов улаживания конфликтов между различными агентами экономического обмена. Арбитров различной специализации можно разделить на несколько относительно самостоятельных групп.
Первая — индивидуальные посредники, которым стороны экономического обмена конфиденциально доверяют улаживать конфликты, возникшие между ними. Вторая — негосударственные (коммерческие) арбитражные суды, которые разбирают коммерческие конфликты на временной или постоянной основе. Третья — государственные арбитражные суды, осуществляющие правовое обеспечение и регламентацию коммерческих (посреднических) сделок. Четвертая — профессиональные союзы, защищающие интересы своих членов. (Например, можно рассматривать посредническую роль профсоюзов в процессе согласования экономических интересов наемных работников и работодателей.) Пятая — специальные государственные организации, выступающие в качестве третейской стороны при согласовании и разбирательстве конфликтов между различными группами «давления» (например, производителями и потребителями, наемными работниками и работодателями, профсоюзами и бизнесменами, регионами и центральной властью).
Таким образом, посредником в решении различных споров сторон рыночного обмена может выступать государство и его специальные органы судебных разбирательств. Однако они не всегда могут объективно оценить конфликтную ситуацию, так как не всегда обладают соответствующей компетенцией. Поэтому функции государственного арбитража дополняются действием специальных частных организаций, члены которых рекрутируются из среды профессиональных посредников. Следует подчеркнуть особое значение коммерческого арбитража, который является способом разрешения коммерческих конфликтов путем вынесения решения одним или несколькими физическими лицами, выбранными конфликтующими сторонами, то есть органом, не входящим в систему государственных судов, но решения которого обладают силой последних.
Таблица 2
Классификатор посреднической деятельности
Специализация посредника |
1 ступень – рекламный агент |
2 ступень – маклер |
3 ступень – представитель |
4 ступень – поверенный |
5 ступень – комиссионер |
6 ступень – дистрибьютор |
1. Материальные товары |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
2. Услуги |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
3. Интеллектуальные ценности |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
4. Обязательства |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
5. Права собственности |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
6. Технологии |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
7. Информация |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
8. Компетенция |
х |
х |
х |
х |
х |
х |