Экономическая социология — монетарное поведение — Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Экономическая социология — монетарное поведение
- Объективные функции денег
- Рациональная мотивация трат ликвидных средств
- Три аспекта предпочтения ликвидности
- Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Иррациональная мотивация трат ликвидных средств
- Инвестиционное поведение
- Каналы перераспределения денежных средств
- Экономическая сущность инвестиций
- Типология субъектов инвестиционного поведения
- Объекты инвестиционного поведения
- Схемы максимизации выгоды
- Система экономических интересов
- Посредническое поведение
- Виды рынков
- Посредническая деятельность
- Институциональные ступени совершения трансакции
- Специализация посредничества
- Три основные формы коммерческого арбитража
- Институт посредничества
Традиционная мотивация трат ликвидных средств детерминируется конкретными установками и стереотипами социального поведения, присущими определенной социальной, этнической и семейной среде. В зависимости от доминирования тех или иных стереотипов возникают и воспроизводятся многообразные варианты монетарного поведения, где превалируют устойчивые мотивы трат ликвидных средств. Традиционные модели монетарного поведения базируются на эмпирически усвоенных правилах обращения с деньгами, которые иногда весьма трудно вербализировать. Порой же они настолько очевидны, что не требуют специального объяснения.
Деньги для массового пользователя являются средством реализации различных моделей хозяйственного и потребительского поведения, которые обеспечивают возможность устанавливать необходимое равновесие с рыночной средой для удовлетворения разнообразных потребностей. В основе мотивов массового монетарного поведения лежит отношение к деньгам как к средству социального воспроизводства, социального влияния, социальной защиты. В массовом сознании деньги выступают как цель, средство, самодостаточная ценность, транзитное условие самообеспечения. Все зависит от места, которое они занимают в структуре ценностей, установок, норм и стереотипов социального поведения.
Как мы уже отмечали, объективные функции денег в массовом сознании могут фетишизироваться (абсолютизироваться) или отрицаться, деформироваться, носить иллюзорный или инструментально-прагматический характер. И если даже специалисты не могут прийти к единому мнению относительно функционирования института денег, то тем более понятно, что эти процессы выходят далеко за пределы восприятия и понимания большинства людей. Деньги остаются для них вещью совершенно непостижимой. Они завораживают, приводят в недоумение и отталкивают, они воспринимаются как мощный инструмент свободы и как злостное орудие угнетения.
Исключительная разносторонность денег, как фактора детерминации абстрактных межличностных процессов экономического обмена, делает их инструментально-символическим средством социального взаимодействия. Компоненты и составляющие последнего (рациональные, эмоциональные, прагматически-утилитарные, функциональные и аксиологические) комбинируются в различных вариантах, определяя структуру и направление реализации моделей монетарного поведения традиционного типа. Но, несмотря на разнообразие функционально-предметного и аксиологического содержания, традиционные модели явно или неявно базируются на элементах рациональной мотивации, которые, как правило, формируются опытным путем.
Традиционные модели монетарного поведения, впрочем, как и все другие, бывают моментальными и отложенными. Моментальные модели позволяют в случае необходимости обменивать денежную наличность или накопления на требуемые ресурсы (блага и услуги) различного назначения. Отложенные модели предполагают целевое резервирование денежных ресурсов на более или менее длительный срок для приобретения в будущем потребительских и иных благ. Моментальные и отложенные модели монетарного поведения отражают разные циклы удовлетворения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Каждому из циклов соответствуют своя разновидность монетарного поведения и специфический оборот ликвидных средств. В социальных группах с разным уровнем дохода, образом жизни и системой ценностей формируются определенные (фиксированные) доли и пропорции трат денежных ресурсов, распределяемые по циклам потребления.
Выше были названы существенные факторы, детерминирующие фазы трат ликвидных средств в системе потребительского поведения (величина дохода и социальные стандарты). Наряду с ними есть и другие, которые влияют на структуру и интенсивность таких трат:
· свободная наличность, которая имеется в распоряжении собственника денежных средств в тот или иной период времени;
· сумма резервного фонда накоплений, которые можно обратить в ликвидные средства;
· ценность имущественного фонда, которым распоряжается собственник ликвидных средств;
· социальный, демографический и возрастной статусы пользователя ликвидных ресурсов;
· фаза жизненного цикла, в которой он находится.
Таким образом, в зависимости от перечисленных факторов могут быть реализованы различные модели традиционного монетарного поведения. Их характеристики, в частности соотношение и пропорция моментальных, краткосрочных и долгосрочных трат, определяются степенью ликвидной или отложенной мотивации. Баланс и иерархия мотивов, складывающихся в тот или иной момент времени, в тех или иных условиях и ситуациях, детерминируют различные параметры монетарных циклов.
В качестве примера перечислим ситуации доминирования моментально-ликвидных и отложенных моделей традиционного монетарного поведения.
Моментально-ликвидные модели доминируют в тех случаях, когда:
· объем реальной наличности, находящейся в распоряжении собственника или пользователя, столь незначителен, что его не хватает даже для удовлетворения первоочередных потребностей. В этом случае все наличные деньги моментально обращаются в необходимые товарные ресурсы;
· абсолютно или относительно падает фидуциарность денег (общественное доверие к их покупательной способности). Это порождает усиленную мотивацию к их ликвидности;
· пользователь денежных средств находится в экстремальной ситуации, позитивный выход из которой возможен только при условии оперативных вынужденных трат;
· владелец денежных накоплений не способен вести рациональный учет и ограничивать свои траты. Он может совершать стохастические монетарные операции, подчиняясь различным эмоциям, побуждениям и социальным воздействиям;
· на поведение потребителей влияет мода и ее различные фетиши, что способствует приобретению престижных товаров, усвоению сопутствующих образцов поведения, удовлетворению потребностей в социальной компенсации и самоутверждении;
· появляется возможность спекулятивной выгоды, в результате чего определенные категории потребителей реализуют вложения наличных денег и сбережений в «прибыльные» траты, приобретая ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество и т.п.
Ситуации доминирования отложенных моделей традиционного монетарного поведения проявляются в случаях, когда:
· величина дохода превышает объем необходимых, вынужденных ликвидных трат. При этом остаются накопления, которые в зависимости от ситуации могут покрывать ожидаемые среднесрочные и долгосрочные расходы, резервироваться в виде различных накоплений или капитализироваться;
· требуется ограничить моментальные и краткосрочные траты из-за необходимости резервировать средства для удовлетворения среднесрочных и долгосрочных потребностей в будущем;
· существует дефицит товарных ресурсов на рынке, сдерживающий оборот денежной массы и способствующий ее накоплению у населения;
· имеют место низкая покупательная способность ликвидных средств или высокие цены на рынке, что обусловливает вынужденное накопление денег у потребителя;
· доминируют иррациональные мотивы накопления, которые ограничивают необходимые траты и способствуют нерациональному резервированию денежных ресурсов;
· есть возможность натурального самообеспечения, позволяющая снизить объем необходимых трат и увеличить накопление денежных средств и т.п.
Альтруистическая мотивация монетарного поведения базируется на безвозмездной трате денежных ресурсов с целью оказать помощь лицам, нуждающимся в социальной поддержке и защите. В основе мотивации и поведения этого типа лежат: 1) сопереживание, идентификация, чувство вины, побуждающие субъектов монетарного поведения пренебрегать прагматическими и утилитарными интересами; 2) моральные критерии и чувство долга, в соответствии с которыми реализуется необходимость экономической поддержки нуждающихся лиц; 3) ожидания ближайшего окружения, побуждающие субъектов монетарного поведения проявлять альтруизм; 4) религиозные предписания, обязывающие ограничивать или сдерживать эгоистические мотивы монетарного поведения, и т.п.