Экономическая социология — монетарное поведение — Институт посредничества

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что институт посредничества это сформировавшаяся традиционным способом и институционализированная в процессе эволюции рынка возмездная форма обмена (купли-продажи) конфиденциальной рыночной информацией и конструирования рыночных трансакций. Она служит предметом специализированной деятельности рыночных субъектов, которые обладают соответствующими профессиональными навыками поиска, хранения и возмездного распространения экономической информации среди всех, кто в ней нуждается. Кроме того, посредники в ряде случаев могут замещать различные функции оперативно-хозяйственной деятельности своих клиентов.

Рассматривая специализацию моделей посреднического поведения в развитых рыночных условиях, можно заключить, что они являются необходимым элементом экономических отношений и следствием глубокого разделения труда в системе рыночного обмена. Посредники различного профиля и специализации обладают необходимыми ресурсами и преимуществами, используя которые, можно значительно уменьшить издержки прямого обмена между конкретными производителями и потребителями (продавцами и покупателями). В результате этого происходит ускорение оборота благ и услуг, а их производители получают доступ к тем секторам сбыта, которые они не могли бы иметь, продвигаясь на них самостоятельно.

Естественно, что посредничество в определенных случаях может выполнять отрицательную функцию и замедлять продвижение экономических ресурсов на рынке. Это возможно, когда посредники спекулируют на своих преимуществах, завышая ставки доходов за счет клиентов. В условиях развитого рынка посредническая монополия преодолевается действием следующих факторов:

· законодательным ограничением монополизма в секторе посреднических услуг для сохранения конкуренции между посредниками;

· строгой регламентацией лицензирования и деятельности посредников, а также ужесточением контрольных функций государства;

· развитием и расширением универсальных информационных сетей, к которым могут иметь доступ все заинтересованные рыночные агенты.

Разумеется, что услуги посреднических структур используются далеко не всегда, так как производители и потребители могут сами находить путь друг к другу. Для этих ситуаций разработаны и отлажены механизмы заключения прямых торговых контрактов.

Таким образом, посредничество является универсальным качеством всех рыночных агентов, которые в той или иной степени участвуют в процессе конструирования трансакций. С этой точки зрения, развитый рынок фактически является сложнейшей системой контрактации, которая, постоянно изменяясь и модифицируясь, обеспечивает расширение, ускорение и повышение эффективности экономического обмена. Кроме того, посреднические функции реализуются не только в системе рыночного обмена, они характерны для множества социальных действий и взаимодействий людей, включенных в многообразную и многофункциональную систему социального обмена (социальных сетей) на различных уровнях организации общества.


Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — монетарное поведение