Экономическая социология — монетарное поведение — Посредническая деятельность
- Экономическая социология — монетарное поведение
- Объективные функции денег
- Рациональная мотивация трат ликвидных средств
- Три аспекта предпочтения ликвидности
- Традиционная мотивация трат ликвидных средств
- Иррациональная мотивация трат ликвидных средств
- Инвестиционное поведение
- Каналы перераспределения денежных средств
- Экономическая сущность инвестиций
- Типология субъектов инвестиционного поведения
- Объекты инвестиционного поведения
- Схемы максимизации выгоды
- Система экономических интересов
- Посредническое поведение
- Виды рынков
- Посредническая деятельность
- Институциональные ступени совершения трансакции
- Специализация посредничества
- Три основные формы коммерческого арбитража
- Институт посредничества
Под посреднической деятельностью в широком смысле следует понимать всякую деятельность третьих лиц по установлению экономических связей между продавцами и покупателями всех благ и услуг, обращающихся на рынке в качестве товаров. Классическая же торговля отличается от посредничества в узком смысле не тем, что торговый агент является собственником предлагаемого товара, а тем, что он оперирует материальными активами, собственником которых он является. Другие же экономические агенты, функционирующие в качестве посредников, являются продавцами лишь специфических активов, которые не относятся к материальным объектам, но в то же время являются товаром. Например, посредник, торгующий конфиденциальной рыночной информацией, как и классический коммерсант, является эксклюзивным собственником того экономического ресурса, который он предлагает на рынке. Все прочие виды посреднических услуг и посреднического консалтинга также являются товаром, если на них есть спрос на рынке, а их владелец является хозяином той компетенции, которая обеспечивает эти услуги. Таким образом, посредник отличается от классического коммерсанта тем, что он создает трансакции (сделки) или способствует их созданию.
Как мы уже писали, рыночный обмен имеет сложнейшую институциональную и информационную структуру. В этом процессе участвует множество экономических агентов, которые совершают миллионы операций, связанных с перераспределением экономических ценностей от одних агентов к другим по бесконечным цепочкам рыночного обмена. Поэтому самостоятельный (автономный) поиск определенного контрагента обмена, даже если допустить только необходимость получения информации о его местонахождении, превращается в весьма сложную проблему. И чем «дальше» находится контрагент планируемой трансакции, тем сложней и длительней процесс его поиска и тем больше вероятность, что затраты, связанные с этим поиском, не окупятся.
Процесс поиска контрагента может быть излишне затратен, как минимум, в двух случаях. Во-первых, когда «расстояние» между потенциальными агентами экономической сделки настолько велико, что они без помощи третьих лиц не могут определить местонахождение друг друга. Во-вторых, когда компетентность экономических агентов не позволяет им установить необходимые параметры предполагаемых контрагентов для заключения контракта. Именно в связи с этим на рынке появляются специализированные агенты, которые профессионально обеспечивают решение задач, связанных с экономией трансакционных издержек и конструированием трансакций (сделок).
Рыночный обмен в современной экономике активизируется множеством экономических посредников. Они конструируют коммуникативные, институциональные, нормативные, информационные, социальные и другие механизмы (каналы), которые упрощают, расширяют и ускоряют связи между продавцами и покупателями в различных секторах экономики. При этом посредник, с одной стороны, является необходимым дополнительным звеном при совершении сделки, выполняя чисто экономические функции, с другой стороны, он является амортизатором и адаптером, уменьшая воздействие социальных факторов, в рамках которых существует конкретная система контрактных отношений. Для оптимизации социальных параметров трансакций и выполнения своей социальной функции посредник должен быть включен в более широкий социальный контекст. Поэтому чисто экономический аспект не исчерпывает проблемы посредничества.
Посредничество — весьма специализированный вид экономического поведения, и поэтому не существует универсальных посредников, которые компетентно выполняют все операции. Выделяются следующие критерии для классификации посреднической деятельности: функциональная специализация, товарная специализация, степень независимости, методы реализации товара, способы вознаграждения, степень контроля над правами собственности на товар, величина собственных операционных расходов, длительность взаимоотношения с клиентом и т.д.
С нашей точки зрения, в качестве основных параметров для унификации и стандартизации посреднической деятельности могут выступать «глубина» посреднических функций и их специализация. Под «глубиной» посредничества следует понимать степень проникновения посредника в оперативно-хозяйственную деятельность его клиентов. Когда мы говорим о «глубине» посреднических функций, то имеем в виду те институциональные условия, которые сложились в процессе социальной эволюции рынка и кодифицировались в различных правовых системах, регулирующих поведение экономических агентов. Речь идет об институциональном каркасе экономических действий, которые обладают определенной спецификой и отражаются в различных моделях посреднического поведения.