Экономическая социология — монетарное поведение — Виды рынков

В данном случае это определение требует некоторых уточнений. Поскольку в системе рыночного (товарного) обмена участвуют все субъекты экономического поведения, следует выделить виды рынков, которые могут быть:

· производительско-потребительскими, где продавцом выступает производитель, а покупателем — непосредственный потребитель;

· производительско-посредническими, где продавцом является производитель, а покупателем — торговый посредник;

· чисто посредническими, где процесс купли–продажи совершается между торговыми посредниками;

· посредническо-потребительскими, где обмен купли-продажи осуществляется между посредниками и потребителями.

В дальнейшем объектом нашего непосредственного внимания будет категория профессиональных посредников, которая включена в товарный обмен, выступая в качестве основного транзитного звена, связывающего потребителей (покупателей) и производителей (продавцов).

Торгово-посреднические структуры, особенно в системе развитого рынка, заполняют разрыв во времени и в пространстве между производством и потреблением, экономя ресурсы, уменьшая общественные издержки и направляя их на другие более эффективные цели. Таким образом, торговое посредничество — необходимый элемент разделения труда в системе экономического обмена, который выполняет ряд позитивных и весьма необходимых функций.

С нашей точки зрения, торговое посредничество, или посредничество в широком смысле, можно разделить на две относительно самостоятельные части — торговлю (коммерцию) и собственно посредничество. Однако по этому поводу существуют и другие мнения. Некоторые авторы не разделяют функции и специфику торговой и посреднической деятельности. Это связано с тем, что в широком смысле торговля и собственно посредничество представляют собой единый вид транзитного обмена. На одной стороне последнего находятся собственно потребители (покупатели) различных благ и услуг и их производители (продавцы), а на другой — специализированные агенты рыночного обмена, которые соединяют первых и вторых в рамках их экономических интересов.

В этом контексте наиболее употребительным определением посредничества является его понимание как деятельности, которая состоит в оказании фактических и юридических услуг другим лицам (изготовителям и потребителям) в реализации или приобретении ими товаров, в оказании иных, связанных с товарным обращением услуг, либо в осуществлении закупок и продаж товаров за счет средств других лиц с целью получения прибыли. Таким образом, под посредничеством понимается установление экономических и правовых отношений через посредство или при участии других лиц.

При этом, утверждает автор приведенного определения, услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче содействия реализации (приобретению) товара. Из этого следует, что посреднические функции не относятся к особому специализированному виду деятельности. Они являются лишь своеобразным инфраструктурным фактором, который обеспечивает сокращение институциональных и информационных издержек обращения торговых агентов и тех, чьи экономические интересы они соединяют.

Между тем известно, что рыночный обмен, особенно в современной развитой экономике, имеет сложнейшую институциональную и информационную структуру, в рамках которой невозможно без существенных издержек установить оптимальный контакт между производителями и потребителями тех или иных благ и услуг. Поэтому функции непосредственной торговли, соединяющей продавцов и покупателей, не могут быть реализованы без участия специализированных агентов рынка, которые профессионально обеспечивают решение задач, связанных с конструированием трансакций (сделок).

В этой связи правомерно ставить вопрос о существовании относительно самостоятельной области коммерческой деятельности, которая существенным образом отличается от собственно торговли и выполняет функцию экономии трансакционных издержек. В обществе с высоким уровнем разделения труда одним из способов достижения такой экономии является использование особых экономических агентов, которые специализируются на облегчении трансакционной деятельности для остальных экономических агентов, позволяя им достигать экономии на масштабах. Эти агенты и есть торговые посредники[52].

Существует и другое определение, которое, выделяя посредничество как относительно автономный институт рыночных отношений, акцентирует внимание на другом его основании. А именно на том, что посредник продает знания об источниках предложения, о потенциальных покупателях, ценах — то есть обо всех аспектах рынка[53]. Таким образом, основой функцией посредника здесь является продажа и распространение информации — этого специфического товара, используя который те или иные рыночные агенты могут принимать оптимальные решения с целью максимизации выгоды.

Представляется, что приведенные определения дают наиболее целостную картину посредничества как относительно самостоятельного рыночного феномена и позволяют выделять специфические особенности, отличающие его от других видов и форм экономического обмена, в том числе от торгового посредничества.

Следует также отметить, что некоторыми авторами собственно посредничество, связанное с минимизацией трансакционных издержек, отделяется от торговли как вида коммерческой деятельности на том основании, что торговый агент является собственником продаваемого им товара потребителю, а посредник в узком понимании этого слова нет. Данное положение достаточно спорно.

Вы здесь: Главная Социология Экономическая социология — монетарное поведение