Детали машин (курс лекций, часть 3)
- Детали машин (курс лекций, часть 3)
 - Значения коэффициента трения скольжения
 - Описание установки
 - Тарировочные графики
 - Порядок выполнения работы
 - Тарировочные данные пружины измерительного устройства
 - Тарировочные данные пружины измерительного устройства величины силы
 - Экспериментальное определение коэффициента скольжения и коэффициента полезного действия
 - Экспериментальное определение фактического передаточного числа
 - Содержание отчета
 - Лабораторная работа 1.8
 - Описание установки
 - Тарировочные графики
 - Порядок выполнения работы
 - Тарировочные данные пружины измерительного устройства величины момента вала электродвигателя
 - Экспериментальное определение коэффициента полезного действия ременной передачи
 - Экспериментальное определение коэффициента скольжения от момента нагрузки
 - Содержание отчета
 - 2. Соединения деталей машин
 - Лабораторная работа 2.1
 - Момент сил трения в резьбе
 - Резьба метрическая (ГОСТ 9150-81)
 - Механические свойства сталей, применяемых для изготовления крепежных деталей
 - Момент трения на торце гайки
 - Значение требуемого коэффициента запаса прочности
 - Оборудование и принадлежности
 - Основные технические данные установки
 - Расчет допускаемой осевой силы затяжки болта
 - Экспериментальное определение момента завинчивания гайки
 - Содержание отчета
 - Контрольные вопросы
 
Момент трения на торце гайки ТТ
Опорная поверхность гайки представляет собой кольцо с наружным диаметром D, равным размеру ключа под гайку и внутренним диаметром d0, равным диаметру отверстия под болт. Допуская (с небольшой погрешностью) распределение давления по средней окружности опорной поверхности гайки, получим формулу для Тт:
Окончательно момент завинчивания гайки
где 
 — средний диаметр кольцевой поверхности гайки. (7)
Схему для определения момента завинчивания Tзав см. в прил.4.
Анализ полученного выражения показывает, что величина момента Тзав зависит от осевой силы затяжки и коэффициентов трения в резьбе и на опорной поверхности гайки. Коэффициенты трения зависят от ряда факторов (сочетания материалов, точности обработки, шероховатости поверхностей, наличия смазки и прочее). Наиболее точно коэффициенты трения можно определить по вышеприведенным формулам на экспериментальной установке.
Так, приведенные угол трения φ' и коэффициент трения 
 в резьбе определяются из формулы (4):
Фактический коэффициент трения по материалам винта и гайки определяется по углу профиля резьбы α = 60°,т. е. 
, где cos 30°= 0,866.
Определяя по формуле (1) Тт, с учетом формул (4) и (6), найдем и коэффициент трения на опорной поверхности гайки fт:
![]()
. (10)
Примечание. На рис. 2.2 показана схема для определения момента трения на торце гайки, где сила трения обозначена Rf.
Величина момента завинчивания Тзав измеряется на экспериментальной установке. При этом измеряется и сила затяжки болта. Допустимая величина силы затяжки [F3] определяется по допускаемым напряжениям. Допускаемые напряжения рассчитываются по пределу текучести через допускаемый коэффициент запаса прочности [S]. Требуемый коэффициент запаса прочности для болтов малых диаметров (≈ до 18 мм) принимают большим, а для болтов больших диаметров несколько меньшим, учитывая влияние на прочность абсолютных размеров (см. табл. 2.3).

Рис.2.2. Схема для определения
момента трения на торце гайки