Детали машин (курс лекций, часть 3)
- Детали машин (курс лекций, часть 3)
- Значения коэффициента трения скольжения
- Описание установки
- Тарировочные графики
- Порядок выполнения работы
- Тарировочные данные пружины измерительного устройства
- Тарировочные данные пружины измерительного устройства величины силы
- Экспериментальное определение коэффициента скольжения и коэффициента полезного действия
- Экспериментальное определение фактического передаточного числа
- Содержание отчета
- Лабораторная работа 1.8
- Описание установки
- Тарировочные графики
- Порядок выполнения работы
- Тарировочные данные пружины измерительного устройства величины момента вала электродвигателя
- Экспериментальное определение коэффициента полезного действия ременной передачи
- Экспериментальное определение коэффициента скольжения от момента нагрузки
- Содержание отчета
- 2. Соединения деталей машин
- Лабораторная работа 2.1
- Момент сил трения в резьбе
- Резьба метрическая (ГОСТ 9150-81)
- Механические свойства сталей, применяемых для изготовления крепежных деталей
- Момент трения на торце гайки
- Значение требуемого коэффициента запаса прочности
- Оборудование и принадлежности
- Основные технические данные установки
- Расчет допускаемой осевой силы затяжки болта
- Экспериментальное определение момента завинчивания гайки
- Содержание отчета
- Контрольные вопросы
Момент трения на торце гайки ТТ
Опорная поверхность гайки представляет собой кольцо с наружным диаметром D, равным размеру ключа под гайку и внутренним диаметром d0, равным диаметру отверстия под болт. Допуская (с небольшой погрешностью) распределение давления по средней окружности опорной поверхности гайки, получим формулу для Тт:
Окончательно момент завинчивания гайки
где — средний диаметр кольцевой поверхности гайки. (7)
Схему для определения момента завинчивания Tзав см. в прил.4.
Анализ полученного выражения показывает, что величина момента Тзав зависит от осевой силы затяжки и коэффициентов трения в резьбе и на опорной поверхности гайки. Коэффициенты трения зависят от ряда факторов (сочетания материалов, точности обработки, шероховатости поверхностей, наличия смазки и прочее). Наиболее точно коэффициенты трения можно определить по вышеприведенным формулам на экспериментальной установке.
Так, приведенные угол трения φ' и коэффициент трения в резьбе определяются из формулы (4):
Фактический коэффициент трения по материалам винта и гайки определяется по углу профиля резьбы α = 60°,т. е. , где cos 30°= 0,866.
Определяя по формуле (1) Тт, с учетом формул (4) и (6), найдем и коэффициент трения на опорной поверхности гайки fт:
. (10)
Примечание. На рис. 2.2 показана схема для определения момента трения на торце гайки, где сила трения обозначена Rf.
Величина момента завинчивания Тзав измеряется на экспериментальной установке. При этом измеряется и сила затяжки болта. Допустимая величина силы затяжки [F3] определяется по допускаемым напряжениям. Допускаемые напряжения рассчитываются по пределу текучести через допускаемый коэффициент запаса прочности [S]. Требуемый коэффициент запаса прочности для болтов малых диаметров (≈ до 18 мм) принимают большим, а для болтов больших диаметров несколько меньшим, учитывая влияние на прочность абсолютных размеров (см. табл. 2.3).
Рис.2.2. Схема для определения
момента трения на торце гайки