Детали машин (курс лекций, часть 3)

2. Соединения деталей машин 

 

Под соединениями в машиностроении понимают узлы, в которых детали соединяются между собой (например, фланцы) с помощью соединительных деталей (винтов, болтов, заклепок и т.д.).

Соединения позволяют собрать из отдельных деталей машину или какой-то узел машины.

Соединения по признаку возможности сборки и разборки делят на разъемные и неразъемные. Разъемные соединения позволяют повторные сборку и разборку соединения (резьбовые, клеммовые, клиновые, шлицевые и др.). Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения или повреждения (заклепочные, сварные).

Неразъемные соединения осуществляются силами молекулярно-механического сцепления (сварные, паяные, клеевые) или механическими средствами (клепаные, соединения с натягом, вальцованные).

Общей тенденцией соединений являются приближение их к целым деталям и удовлетворение условию равнопрочности соединяемых деталей.

В связи с необходимостью сохранения их точности под нагрузкой соединения должны удовлетворять условию жесткости.

В настоящем лабораторном практикуме представлены три лабораторных работы (№ 9, 10, 11) на разъемные соединения, резьбовые и клеммовые.

Резьбовые (болтовые) соединения изучаются в случае затянутого болта и соединения, работающего на сдвиг.

Известно, что подавляющая часть болтов, винтов и шпилек работает со значительной предварительной затяжкой. В результате затяжки болта возникают осевая сила и крутящий момент. Осевая сила, растягивающая болт, большей частью образуется не в следствие приложения нагрузки, а в результате затяжки болта. В этом случае момент затяжки болта должен преодолеть не только сопротивление осевой силы, но и трение в резьбе и на опорной поверхности гайки.

Различают болтовые соединения с зазором и без зазора болта в отверстии соединяемых деталей.

В клеммовых соединениях при затяжке болтов создается неподвижность сопрягаемых деталей за счет сил трения, возникающих между ступицей и соединяемой с ней деталью.

Преимущество клеммового соединения заключается в том, что можно закрепить деталь в любом месте оси, вала и т.д.

Болты клеммового соединения рассчитывают на прочность по величине требуемого усилия затяжки.

Вы здесь: Главная Детали машин Детали машин Детали машин (курс лекций, часть 3)