История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Культура республиканской эпохи в Риме

Культура республиканской эпохи в Риме

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мос­тов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым из­менениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использо­вался главным образом в декоративных целях.

Строительная практика обогащается новым материа­лом — бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появ­ляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских по­мещений. Возник новый тип общественных зданий — базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь геро­ев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого до­ма. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.

Оформляется центральная площадь Рима — Форум. На пло­щади размещались основные общественные здания — сенат, су­ды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступа­ли ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Гре­ки — учителя, секретари, советники — появляются в каждом знат­ном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое об­разование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация рим­ской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.

Ведущие представители римской культуры считали, что гре­ческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древ­ний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить пред­ставление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствую­щий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорско­го Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 гг. н. э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 гг. н. э.) в честь победы над даками.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий — гигантских терм, или обществен­ных бань, рассчитанных на 2-3 тыс. человек. По сути дела, рим­ские термы представляли собой целый комплекс разнохарактер­ных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные поме­щения для гимнастических упражнений и даже умственных за­нятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н. э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н. э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круг­лая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной ко­лонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады кре­постей и даже военные советы.

Ведущее место в римском искусстве по-прежнему занимал пор­трет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. 1 в. н. э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы ста­рались выразить характер и образ мышления живых императоров.

В конце I в. до н.э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «боже­ственный». Наступил последний период античной культуры, ко­торый завершился закатом античности в V в. н. э.

Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протяну­лись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европей­ских рек. Именно в этот период были заложены многие евро­пейские города — будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима: регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской импе­рии — это центры культуры. Сеть городов — своеобразная систе­ма распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллек­туалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою шко­лу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.

Город становится миром, а мир — городом. Город в представ­лении римлян — властелин мира. Рим же, воплощение всемогу­щей космической силы — власти. Город, и прежде всего Рим, на­правляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилиза­ции. Все императоры Рима считали делом чести укреплять, разви­вать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиоз­ных градостроительных проектах, заказывая общественные зда­ния, поощряя строительство частных особняков с садами и парка­ми. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраи­вал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».

Из всех благородных искусств Античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она — самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима.

В эпоху Римской империи возникает Капитолий, поражаю­щий своей пышностью. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобраз­ный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед ко­торым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п.

Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима — амфитеатр Флавиев — Колизей (от лат. — колоссаль­ный) (75-90), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли раз­меститься более 50 тыс. зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрас­ный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых меха­низмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общест­венные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения — фундаментальные ценности римской культуры.

При императоре Траяне (109 — 113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примы­кали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императо­ре Адриане (117 — 138) был возведен Пантеон — «храм всех богов» (ок. 118-125 гг.). Панте­он представляет собой классический образец центрально-купольно­го здания, самого большого и совершенного в Античности. Высота Пантеона 42,7 м, а диаметр купола — 43,5 м, т. е. высота стен при­близительно равна его диаметру. Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах, стояли статуи богов.

Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая полови­на I в. до н.э.) обобщает многовековой опыт греческой и италий­ской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красо­та» и посвящает свой труд Августу.

В империи проводилась государственная политика покрови­тельства искусству. В художественной культуре рождается новое явление — меценатство, названное по имени приближенного импе­ратора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 — 8 гг. до н.э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительст­вовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима — заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские импера­торы (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покрови­теля муз славе повелителя или завоевателя.

В искусстве императорского Рима возрождается интерес к ге­роической теме. Римские императоры были заинтересованы, что­бы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством про­славления своей персоны, формирования благоприятного обще­ственного мнения относительно своей деятельности. Рим нужда­ется в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70 — 19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».

Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя — Энея. Этого у Гомера не было. Нет у Гомера и интереса к настоя­щему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает про­шлое, но и живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков.

Время Августа — это время «золотой латыни». В западной час­ти Римской империи побеждает латинский язык, язык — энергич­ный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «коман­дует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской куль­туры философ Боэций (ок. 480 — 524/5), — это значит противосто­ять хаосу, укреплять порядок.

«Золотая латынь» — это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106 — 43) — римский государственный дея­тель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты: «Ора­тор», «Брут», где впервые на латинском языке была разработана те­ория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65 — 8) — автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей — Августа и Мецената.

Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта, Публия Овидия Назона (43 — 17), который был выслан из Ри­ма и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу — изложил в стихах греческие мифы и римские предания.

В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Те­перь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское обще­ство представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) –автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристокра­тов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои ро­ждали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60 — 127) — классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы — бесед, рассуждений на мо­ральные темы — разоблачается все римское общество.

Во II — III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригую­щие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодея­ми и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих ро­манистов этого времени — Луций Апулей — пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием — «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла.

История скульптурного портрета прошла в своем развитии не­сколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением инте­реса к тонкой характеристике человеческих чувств — портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов — во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия — «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Вре­мя человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — не­устойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна». Это стро­ки из его дневника.

Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и об­щества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние.

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. — самая непродуктивная полоса в ее истории. Римская империя еще продол­жала существовать, но вместе с принятием государственного хрис­тианства античная культура существует лишь отдельными остров­ками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Во­сточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская им­перия пала. Культура Античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.

Европейская и во многом мировая культура построены на фун­даменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и пере­дала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую цен­ность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос