История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Культура республиканской эпохи в Риме
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Культура республиканской эпохи в Риме
В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.
Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.
Строительная практика обогащается новым материалом — бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских помещений. Возник новый тип общественных зданий — базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.
Оформляется центральная площадь Рима — Форум. На площади размещались основные общественные здания — сенат, суды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.
В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки — учителя, секретари, советники — появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.
Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.
В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.
Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 гг. н. э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 гг. н. э.) в честь победы над даками.
Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий — гигантских терм, или общественных бань, рассчитанных на 2-3 тыс. человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н. э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н. э.).
В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круглая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады крепостей и даже военные советы.
Ведущее место в римском искусстве по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. 1 в. н. э.).
Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы старались выразить характер и образ мышления живых императоров.
В конце I в. до н.э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «божественный». Наступил последний период античной культуры, который завершился закатом античности в V в. н. э.
Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протянулись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европейских рек. Именно в этот период были заложены многие европейские города — будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима: регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской империи — это центры культуры. Сеть городов — своеобразная система распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллектуалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою школу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.
Город становится миром, а мир — городом. Город в представлении римлян — властелин мира. Рим же, воплощение всемогущей космической силы — власти. Город, и прежде всего Рим, направляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилизации. Все императоры Рима считали делом чести укреплять, развивать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиозных градостроительных проектах, заказывая общественные здания, поощряя строительство частных особняков с садами и парками. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраивал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».
Из всех благородных искусств Античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она — самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима.
В эпоху Римской империи возникает Капитолий, поражающий своей пышностью. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п.
Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима — амфитеатр Флавиев — Колизей (от лат. — колоссальный) (75-90), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться более 50 тыс. зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрасный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых механизмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общественные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения — фундаментальные ценности римской культуры.
При императоре Траяне (109 — 113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императоре Адриане (117 — 138) был возведен Пантеон — «храм всех богов» (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в Античности. Высота Пантеона 42,7 м, а диаметр купола — 43,5 м, т. е. высота стен приблизительно равна его диаметру. Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах, стояли статуи богов.
Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая половина I в. до н.э.) обобщает многовековой опыт греческой и италийской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красота» и посвящает свой труд Августу.
В империи проводилась государственная политика покровительства искусству. В художественной культуре рождается новое явление — меценатство, названное по имени приближенного императора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 — 8 гг. до н.э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительствовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима — заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские императоры (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покровителя муз славе повелителя или завоевателя.
В искусстве императорского Рима возрождается интерес к героической теме. Римские императоры были заинтересованы, чтобы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством прославления своей персоны, формирования благоприятного общественного мнения относительно своей деятельности. Рим нуждается в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70 — 19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».
Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя — Энея. Этого у Гомера не было. Нет у Гомера и интереса к настоящему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает прошлое, но и живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков.
Время Августа — это время «золотой латыни». В западной части Римской империи побеждает латинский язык, язык — энергичный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «командует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской культуры философ Боэций (ок. 480 — 524/5), — это значит противостоять хаосу, укреплять порядок.
«Золотая латынь» — это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106 — 43) — римский государственный деятель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты: «Оратор», «Брут», где впервые на латинском языке была разработана теория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65 — 8) — автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей — Августа и Мецената.
Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта, Публия Овидия Назона (43 — 17), который был выслан из Рима и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу — изложил в стихах греческие мифы и римские предания.
В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Теперь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское общество представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) –автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристократов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои рождали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60 — 127) — классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы — бесед, рассуждений на моральные темы — разоблачается все римское общество.
Во II — III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригующие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодеями и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих романистов этого времени — Луций Апулей — пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием — «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла.
История скульптурного портрета прошла в своем развитии несколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением интереса к тонкой характеристике человеческих чувств — портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов — во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия — «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна». Это строки из его дневника.
Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и общества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние.
В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. — самая непродуктивная полоса в ее истории. Римская империя еще продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.
В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская империя пала. Культура Античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.
Европейская и во многом мировая культура построены на фундаменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и передала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую ценность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях.