История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос

Античное искусство

Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства. «Античность — золотая пора человечества» — именно так ха­рактеризовалась эта эпоха.

Древневосточная система ценностей, базировавшаяся на безусловном при­оритете государства, к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Именно государ­ство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование тради­циям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответ­ствии с нравственными нормами, которые предполагают служе­ние человека, с исполнением им своего долга перед родиной, государем.

В древневосточной культурной парадигме были важны накоп­ленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Практические знания позволяли человеку хоро­шо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже — родственный.

Новая система ценностей, которая именно в античности начи­нает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политиче­ски, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса, и потому знания будущего, позна­ние нового и неизведанного приобретают особую значимость.

Че­ловека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Теперь ценятся знания теоретические и профессиональные. Именно такой характер знаний позволяет с наибольшей полнотой реализоваться личности. В но­вой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом — отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отноше­ния, закон — способ регулирования всех человеческих отноше­ний в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности, и называется — Европейской системой ценностей.

Сама античная культура — переходное явление, она долго жи­вет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает евро­пейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художест­венная культура, неся на себе на разных этапах те или иные осо­бенности проявления ценностных ориентации.

Целостность восприятия мира античного человека, античная сим­воличность, понятия о космосе и роке берут свое начало в мифологиче­ском мировосприятии. Ощущение красоты и гармонии — тоже резуль­тат развития некоторых мифологических представлений человека.

Неоднократный возврат к античности на протяжении двух ты­сячелетий, попытка человечества вновь и вновь взять в руки непре­взойденный шедевр, со скрытой тайной красоты и величия и осве­тить его светом новой эпохи, предпринималась во времена Ренессан­са, классицизма и модерна. Часто это сводилось к поискам идеала, что давало начало множеству направлений в искусстве и порождало множество идеологий, преображая облик государств и всей эпохи.

Античность — это понятие, объединяющее совершенно различ­ные эпохи, нации и страны (Ш тыс. до н.э. — IV в. н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить этими свой­ствами космоса человека. При всех несходствах и изменениях, про­исшедших за три тысячелетия эпохи Античности, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, непод­вижным и совершенно общим. В Возрождении Античность воспри­нималась как возврат к стройному изяществу красивых и вырази­тельных форм. В эпоху Просвещения — как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.

Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая пора человечества» не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд челове­ка на мир, моральные и нравственные нормы, которыми человек ру­ководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало именно в это время.

Античная художественная культура (от III тыс. до н.э. до V в. н.э.) прошла несколько этапов в своем развитии:

I. Эгейская:

– крито-микенская культура — III тыс. до н.э. — П тыс. до н.э.;

– «темные века», от Троянской войны до гомеровской Греции — XII — XI вв. до н. э.;

– гомеровская Греция — XI в. — VIII в. до н.э.;

– греческая архаика — VIII — VI вв. до н.э.

На этом этапе античной культуры господствуют древневосточ­ные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода.

II. Греческая классика — VI — IV вв. до н. э.;

Культура эллинизма — вт. пол. IV в. до н.э. — I в. до н.э.

На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих yсловиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет.

III. Культура Римской республики — IV в. до н.э. — II в. до н.э.;

Культура Римской империи — I в. до н.э. — V в. н.э.

На протяжении всей античной культуры осваиваются и утвер­ждаются европейские ценности. Они задают направленность, то­нальность, характер, приоритеты художественной культуре. Евро­пейская художественная культура в контексте европейских ценно­стей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль — это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основ­ных ценностей.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос