История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Античное искусство
Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства. «Античность — золотая пора человечества» — именно так характеризовалась эта эпоха.
Древневосточная система ценностей, базировавшаяся на безусловном приоритете государства, к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Именно государство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование традициям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответствии с нравственными нормами, которые предполагают служение человека, с исполнением им своего долга перед родиной, государем.
В древневосточной культурной парадигме были важны накопленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Практические знания позволяли человеку хорошо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже — родственный.
Новая система ценностей, которая именно в античности начинает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политически, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса, и потому знания будущего, познание нового и неизведанного приобретают особую значимость.
Человека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Теперь ценятся знания теоретические и профессиональные. Именно такой характер знаний позволяет с наибольшей полнотой реализоваться личности. В новой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом — отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отношения, закон — способ регулирования всех человеческих отношений в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности, и называется — Европейской системой ценностей.
Сама античная культура — переходное явление, она долго живет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает европейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художественная культура, неся на себе на разных этапах те или иные особенности проявления ценностных ориентации.
Целостность восприятия мира античного человека, античная символичность, понятия о космосе и роке берут свое начало в мифологическом мировосприятии. Ощущение красоты и гармонии — тоже результат развития некоторых мифологических представлений человека.
Неоднократный возврат к античности на протяжении двух тысячелетий, попытка человечества вновь и вновь взять в руки непревзойденный шедевр, со скрытой тайной красоты и величия и осветить его светом новой эпохи, предпринималась во времена Ренессанса, классицизма и модерна. Часто это сводилось к поискам идеала, что давало начало множеству направлений в искусстве и порождало множество идеологий, преображая облик государств и всей эпохи.
Античность — это понятие, объединяющее совершенно различные эпохи, нации и страны (Ш тыс. до н.э. — IV в. н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить этими свойствами космоса человека. При всех несходствах и изменениях, происшедших за три тысячелетия эпохи Античности, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, неподвижным и совершенно общим. В Возрождении Античность воспринималась как возврат к стройному изяществу красивых и выразительных форм. В эпоху Просвещения — как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.
Античность всегда воспринималась как идеал и «золотая пора человечества» не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало именно в это время.
Античная художественная культура (от III тыс. до н.э. до V в. н.э.) прошла несколько этапов в своем развитии:
I. Эгейская:
– крито-микенская культура — III тыс. до н.э. — П тыс. до н.э.;
– «темные века», от Троянской войны до гомеровской Греции — XII — XI вв. до н. э.;
– гомеровская Греция — XI в. — VIII в. до н.э.;
– греческая архаика — VIII — VI вв. до н.э.
На этом этапе античной культуры господствуют древневосточные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода.
II. Греческая классика — VI — IV вв. до н. э.;
Культура эллинизма — вт. пол. IV в. до н.э. — I в. до н.э.
На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих yсловиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет.
III. Культура Римской республики — IV в. до н.э. — II в. до н.э.;
Культура Римской империи — I в. до н.э. — V в. н.э.
На протяжении всей античной культуры осваиваются и утверждаются европейские ценности. Они задают направленность, тональность, характер, приоритеты художественной культуре. Европейская художественная культура в контексте европейских ценностей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль — это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основных ценностей.