История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Архитектура в греческой культуре

Архитектура в греческой культуре


Большое место в художественной культуре грече­ской классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу граж­данственности, героике полиса.

При Перикле создается самый замечательный из ансамблей клас­сической эпохи — Афинский акрополь, который господствует над горо­дом и его окрестностями. Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию — важ­ная культурная победа в Древней Греции.

Разрушенный во время персидского наше­ствия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон — храм Афины Девы — покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась об­щественная казна.

Склон Акрополя был использован для возведения театра Диони­са. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — знаменитого Фи­дия (вторая и третья четверти V в. до н. э.).

В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоуголь­ная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе мес­тности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.

В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» — прекрас­ный, «агатос» — добрый. В античной культуре это означает гармо­ничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармония физического и духовного. В эстетиче­ской традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т.е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольст­вия, — у каждого находились свои аргументы в пользу этой пози­ции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, ко­торый считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что фило­соф отдавал предпочтение древней системе ценностей, и его насто­раживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.

Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, разви­вали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художе­ственную культуру периода классики.

Конец V — IV вв. до н.э. — поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древне­восточной и европейской системами ценностей в пользу культу­ры, человека, в пользу европейских ценностей.

В это время главной художественной задачей остается изображение прекрасного идеала человека, в первую очередь с точки зрения телесности. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.

Во второй половине IV в. до н.э. происходит выдвижение Ма­кедонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классиче­ской Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии. В конце IV в. до н.э. на развалинах мировой державы Алексан­дра Македонского возникли государства нового типа — так называ­емые эллинистические монархии.

С этого времени начинается но­вый период в истории и культуре — эллинистический, который про­длился вплоть до I в. до н.э. Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распрост­ранение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе. В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.

Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены кана­лизацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены ули­цы, а дома стали на два-три этажа выше.

Центрами эллинистической культуры становились города: старые — Афины, Милет, Коринф и другие и новые — Александ­рия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия ста­новится «разумной».

Под покровительством государства в Александрии формирует­ся знаменитая библиотека и научная школа — Александрийский мусейон — прототип новоевропейских Академий наук. В Алек­сандрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств — Мусейоне, на сред­ства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки: каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сда­вать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии.

Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной худо­жественной деятельности — поэтики, риторики искусствозна­ния. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме фило­логи отдают предпочтение изучению прозы.

Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литера­туры в первой половине III века до н.э. в Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315 — 240 гг. до н.э.) — ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических обра­зов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономи­ческие открытия Евдокса из Александрии.

Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее клас­сиком является Феокрит (пер. пол. III в. до н.э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий — пастухи-буколы и их подруж­ки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки горо­дов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.

Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинизм — это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатывают­ся ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают по­вышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настро­ений и переживаний.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос