История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Архитектура в греческой культуре
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Архитектура в греческой культуре
Большое место в художественной культуре греческой классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса.
При Перикле создается самый замечательный из ансамблей классической эпохи — Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию — важная культурная победа в Древней Греции.
Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон — храм Афины Девы — покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась общественная казна.
Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н. э.).
В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоугольная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе местности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.
В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия». Слово состоит из двух частей: «калос» — прекрасный, «агатос» — добрый. В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармония физического и духовного. В эстетической традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т.е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольствия, — у каждого находились свои аргументы в пользу этой позиции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, который считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что философ отдавал предпочтение древней системе ценностей, и его настораживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.
Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, развивали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художественную культуру периода классики.
Конец V — IV вв. до н.э. — поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древневосточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, человека, в пользу европейских ценностей.
В это время главной художественной задачей остается изображение прекрасного идеала человека, в первую очередь с точки зрения телесности. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.
Во второй половине IV в. до н.э. происходит выдвижение Македонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классической Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии. В конце IV в. до н.э. на развалинах мировой державы Александра Македонского возникли государства нового типа — так называемые эллинистические монархии.
С этого времени начинается новый период в истории и культуре — эллинистический, который продлился вплоть до I в. до н.э. Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе. В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.
Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены канализацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены улицы, а дома стали на два-три этажа выше.
Центрами эллинистической культуры становились города: старые — Афины, Милет, Коринф и другие и новые — Александрия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия становится «разумной».
Под покровительством государства в Александрии формируется знаменитая библиотека и научная школа — Александрийский мусейон — прототип новоевропейских Академий наук. В Александрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств — Мусейоне, на средства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки: каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии.
Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной художественной деятельности — поэтики, риторики искусствознания. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме филологи отдают предпочтение изучению прозы.
Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литературы в первой половине III века до н.э. в Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315 — 240 гг. до н.э.) — ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических образов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономические открытия Евдокса из Александрии.
Широкое распространение получает жанр «идиллия». Ее классиком является Феокрит (пер. пол. III в. до н.э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий — пастухи-буколы и их подружки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки городов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.
Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинизм — это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатываются ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают повышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настроений и переживаний.