История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Художественная культура греческой классики

Художественная культура греческой классики


Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI — IV вв. до н.э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии.

Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям.

Целост­ность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное».

Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое — выражают ценностное от­ношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия» позволяет оценить человека с точки зрения гармо­нии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутрен­него, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космо­са, природы, социума. Введение эстетической категории «катар­сис» инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества.

Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам.

Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 — 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита — поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знамени­тые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян.

Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.

Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная жи­вопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в об­ществе, оно создавало благоприятные условия для развития худо­жественной культуры, для распространения культурных ценно­стей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров — плеотеки («плео» — мно­гочисленный, «теке» — хранилище). Устраивались выставки и об­суждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуща состязательность, соперничество — «агон». Соперничали между собой государства-полисы, соперничали в своем мастерстве ре­месленники и политические деятели, соперничали авторы траге­дий, желавшие увидеть свои творения на подмостках афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражда­нах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а дос­тоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и ис­торики были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.

Скульптура. К середине V в. до н.э. образ гражданина — ат­лета и воина — становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого чело­века освобождается от статичности. Однако еще нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное свое­образие человека, склад его индивидуального характера еще не при­влекали внимания мастеров ранней греческой классики.

В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Величайший скульптор V в. до н.э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает гранди­озные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афи­ны Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной кра­сотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.

В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других ут­верждает силу и красоту человека Мирон. Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мо­тивов движений характеризует творчество Мирона. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось пол­ностью освободиться от архаической условности.

В теоретическом тракта­те «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных про­порций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в зна­менитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, кра­сивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. — Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Ско­паса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника — Праксителя. Пос­ледний в своем творчестве обратился к образам, проникнутым ду­хом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятеж­ной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя прояви­лось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.

Возрастает ин­терес к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам уда­ется пластическими средствами передать тонкий и богатый душев­ный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до н.э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свой­ственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость.

У уро­женца острова Парос Скопаса (IV в. до н.э.) в скульптурных обра­зах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Масте­ру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, ко­торый нарушает гармоническую ясность, столь свойственную вы­сокой классике. Его «Менада» — спутница Диониса — изображе­на в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление дина­мики образа.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV в. до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.

Самим видным представителем идеалистического направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонс­кого. Его наиболее прославленная статуя — так называемый Апол­лон Бельведерский (около 340 г.), — исполненная с высоким про­фессиональным мастерством.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (IV в. до н.э.), последний, пожалуй, большой мастер периода поздней клас­сики. В искусстве Лисиппа так же, как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа чело­века, раскрытия его переживаний.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития пор­трета. В созданных им скульптурных портретах Александра Маке­донского, обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» — спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.

Вторая половина V в. до н.э. — время расцвета всех видов ис­кусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос