История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Художественная культура греческой классики
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Художественная культура греческой классики
Более ярко проявляют себя европейские ценности в VI — IV вв. до н.э. Этот период получил название «греческая классика». В основе культуры «греческой классики» лежат представления о мере и гармонии.
Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям.
Целостность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное».
Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое — выражают ценностное отношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия» позволяет оценить человека с точки зрения гармонии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутреннего, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космоса, природы, социума. Введение эстетической категории «катарсис» инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества.
Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам.
Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 — 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита — поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знаменитые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян.
Искусство классической Греции убедительно показывало, что афиняне чувствовали себя в этом мире победителями; они были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, они способны воплотить в своих творениях. Они умели ценить своих мастеров и гордились ими.
Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная живопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.
Государство поощряло и поддерживало такую атмосферу в обществе, оно создавало благоприятные условия для развития художественной культуры, для распространения культурных ценностей и приобщения к ним всех граждан. Строились специальные здания для хранения картин мастеров — плеотеки («плео» — многочисленный, «теке» — хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Надо отметить, что античному образу жизни присуща состязательность, соперничество — «агон». Соперничали между собой государства-полисы, соперничали в своем мастерстве ремесленники и политические деятели, соперничали авторы трагедий, желавшие увидеть свои творения на подмостках афинского театра, и государство поощряло в своих гражданах этот дух творческой состязательности. Оно же заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги, чтобы все имели возможность посещать театр. Грамотность становится не привилегией избранных, а достоянием многих. Появился читающий человек. Свои поэты и историки были почти в каждом полисе, а число античных авторов превышало несколько тысяч.
Скульптура. К середине V в. до н.э. образ гражданина — атлета и воина — становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от статичности. Однако еще нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера еще не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики.
В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.
Величайший скульптор V в. до н.э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.
В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других утверждает силу и красоту человека Мирон. Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности.
В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.
Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. — Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника — Праксителя. Последний в своем творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.
Возрастает интерес к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до н.э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свойственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость.
У уроженца острова Парос Скопаса (IV в. до н.э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» — спутница Диониса — изображена в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа.
Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV в. до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.
Самим видным представителем идеалистического направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — так называемый Аполлон Бельведерский (около 340 г.), — исполненная с высоким профессиональным мастерством.
Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (IV в. до н.э.), последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа так же, как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний.
Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им скульптурных портретах Александра Македонского, обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.
Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» — спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.
Вторая половина V в. до н.э. — время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики.