История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Эллинистическая культура
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Эллинистическая культура — это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культуре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.
Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве дают импульс развитию эпиграммы — краткого лирического стихотворения.
Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» — комедии нравов Менандра (342 — 291 гг. до н.э.) — посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувствовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время исцеляет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и др.
Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому подражает?»
Скульптура и архитектура. Те же чувства и настроения, темы и образы, которые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего внутренний мир человека, волнуют и скульпторов. Они создают реалистические портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и поэтические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Мальчик с гусем» работы Боэфа).
Внимание художественной культуры к тончайшим настроениям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументальность, гигантизм в художественной культуре призван был демонстрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются градостроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда — «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитектора Поликлета Младшего (360 — 330 гг. до н.э.) возводится знаменитый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес, создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 м, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский (Александрийский) маяк — произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 м.
В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры, ярчайшим образцом которого является статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н. э.).
Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва богов и гигантов. Автор изобразил победу богов — хранителей порядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побеждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества, — Римской культуры.