История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Ордер в ар­хитектуре

Ордер в ар­хитектуре — это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Пер­вые ордера — дорический и ионический. Их названия по местам их возникновения наполняются человеческим смыслом. Ор­дер — общая система правил, разработанная человеком, но эти правила не исключали творческого поиска зодчего.

Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в Античности ордеров, которые окончательно сформировались на основе греческих во вре­мена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удоб­ства сравнения этих ордеров.

Тосканский ордер (греческий). Самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вари­ант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь я силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.

Дорический ордер (греческий) — воплощение мужественности и героизма. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер — как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.

Ионический ордер (греческий) олицетворяет женственность, изящество и мягкость. Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер — как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.

Коринфский ордер (греческий). Самый легкий и стройный из ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как облик прекрасной девушки, а сам ордер — как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием.

Композитный ордер (римский). Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют смешанные ордера.

В VII в. до н.э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер. Античная архитектура способна рас­сказать современному человеку о том, что в Древней Греции цени­лось «прекрасное». «Прекрасное» же в античной культуре — это соразмерность человеку. Античный архитек­тор овладел принципом целесообразности, который свободно трактовался применительно к месту, положению и функциональ­ному назначению того или иного архитектурного объекта. Творческие цель и задачи определяли работу зодчего с материалом. Они позволяли зодчему придавать ему задуманную форму. Художест­венная форма в античности выражала простоту, надежность, по­рядок.

Такой же порядок, как в архитектуре, греки находят и в музыке, которой отводят важное место в организации своей жизни. Здесь велика заслуга Пифагора, заложившего теоретические основы му­зыки и разработавшего медико-этические аспекты ее воздействия на человека. Звук для грека существует как физическое трехмер­но-стереометрическое явление. Каждый звук — тон. Высокие звуки — светлые, легкие, подвижные; низкие — темные, тяжелые. Звуковой тон имеет определенную структуру, и эта структура подобна структуре космоса. Космос, по убеждению греков, настроен на дорийский лад, он издает звуки величественной, крепкой, неу­вядающей музыки. Дорийский лад в музыке безупречен. К нему тяготеют другие лады. Подражая музыке космоса, греки создают человеческую музыку дорийского лада. Чистый ионизм в музыкe — это мягкость. Этот лад расслабляет волю, ведет к наслаждению. Лад в музыке, как ордер в архитектуре, может настроить человека, вызвать в нем то или иное состояние души.

В античной скульптуре периода архаики растет интерес к человеку. В VII в. до н. э. еще распространены антропоморфные статуи богов. Примечательна статуя из камня Геры с острова Самос: ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира, высшие достижения относятся к разработке образа человека в богов и богинь, героев, а также воинов (юношей) — так называемых «куросов».

Образ куроса — сильного, мужественного героя — был порожден в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления все большей правильности пропор­ций, преодоления элементов геометрического упрощения и схема­тизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, ко­торая называется в искусствоведении «архаической». Одним из дос­тижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, участниц религиозных процессий, так называемые «коры». Ста­туи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Еще большим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.

В античной культуре появляется желание выразить свое пони­мание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков: гар­мония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. Для греков — это универсальные принципы бытия, это и сущность, и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокос­моса. Кстати, само слово «космос» этимологически родствен­но слову «косметика», то есть «украшение», «красота».

Мирочувствование древних греков все пронизано эстетично­стью, особенной художественностью. Еще нет искусства в нашем понимании, искусства как профессиональной художественной де­ятельности. Сами греки употребляют слово «тэхне», что означает ремесло, мастерство прекрасного. И тем не менее вся жизнь, быт, повседневность античного человека проходили в эстетико-художественной атмосфере.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос