История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Ордер в архитектуре
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Ордер в архитектуре — это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Первые ордера — дорический и ионический. Их названия по местам их возникновения наполняются человеческим смыслом. Ордер — общая система правил, разработанная человеком, но эти правила не исключали творческого поиска зодчего.
Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в Античности ордеров, которые окончательно сформировались на основе греческих во времена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удобства сравнения этих ордеров.
Тосканский ордер (греческий). Самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь я силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.
Дорический ордер (греческий) — воплощение мужественности и героизма. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер — как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.
Ионический ордер (греческий) олицетворяет женственность, изящество и мягкость. Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер — как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.
Коринфский ордер (греческий). Самый легкий и стройный из ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как облик прекрасной девушки, а сам ордер — как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием.
Композитный ордер (римский). Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют смешанные ордера.
В VII в. до н.э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер. Античная архитектура способна рассказать современному человеку о том, что в Древней Греции ценилось «прекрасное». «Прекрасное» же в античной культуре — это соразмерность человеку. Античный архитектор овладел принципом целесообразности, который свободно трактовался применительно к месту, положению и функциональному назначению того или иного архитектурного объекта. Творческие цель и задачи определяли работу зодчего с материалом. Они позволяли зодчему придавать ему задуманную форму. Художественная форма в античности выражала простоту, надежность, порядок.
Такой же порядок, как в архитектуре, греки находят и в музыке, которой отводят важное место в организации своей жизни. Здесь велика заслуга Пифагора, заложившего теоретические основы музыки и разработавшего медико-этические аспекты ее воздействия на человека. Звук для грека существует как физическое трехмерно-стереометрическое явление. Каждый звук — тон. Высокие звуки — светлые, легкие, подвижные; низкие — темные, тяжелые. Звуковой тон имеет определенную структуру, и эта структура подобна структуре космоса. Космос, по убеждению греков, настроен на дорийский лад, он издает звуки величественной, крепкой, неувядающей музыки. Дорийский лад в музыке безупречен. К нему тяготеют другие лады. Подражая музыке космоса, греки создают человеческую музыку дорийского лада. Чистый ионизм в музыкe — это мягкость. Этот лад расслабляет волю, ведет к наслаждению. Лад в музыке, как ордер в архитектуре, может настроить человека, вызвать в нем то или иное состояние души.
В античной скульптуре периода архаики растет интерес к человеку. В VII в. до н. э. еще распространены антропоморфные статуи богов. Примечательна статуя из камня Геры с острова Самос: ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня.
В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира, высшие достижения относятся к разработке образа человека в богов и богинь, героев, а также воинов (юношей) — так называемых «куросов».
Образ куроса — сильного, мужественного героя — был порожден в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления все большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении «архаической». Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, участниц религиозных процессий, так называемые «коры». Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.
Еще большим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.
В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков: гармония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. Для греков — это универсальные принципы бытия, это и сущность, и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокосмоса. Кстати, само слово «космос» этимологически родственно слову «косметика», то есть «украшение», «красота».
Мирочувствование древних греков все пронизано эстетичностью, особенной художественностью. Еще нет искусства в нашем понимании, искусства как профессиональной художественной деятельности. Сами греки употребляют слово «тэхне», что означает ремесло, мастерство прекрасного. И тем не менее вся жизнь, быт, повседневность античного человека проходили в эстетико-художественной атмосфере.