История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Мелика
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Мелика: монодийная и хоровая.
Мелическая лирика представляла собой песню, которая исполнялась хором или одним солистом.
Лирическая поэзия (мелика) существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI — VII вв. до н.э. там вспыхивает классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона.
К поэтам-сочинителям песен мелической лирики относят Сапфо, Анакреонта, Алкея.
Древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо) родилась около 600 г. до н.э. на острове Лесбос, где основала школу молодых поэтесс под говорящим названием «Дом муз». За это саму Сафо называли десятой музой. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр — эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи». Основная тематика песен поэтессы — прекрасные чувства — любовь и красота. К сожалению, до наших времен не сохранилось ни одного произведения Сапфо в полном объеме.
Алкей, соотечественник Сапфо, в своем творчестве уделял много внимание тематике восстания и мятежа. Продолжает тему Феогнида. Поэтому достаточно часто в его произведениях встречается образ корабля-государства, попавшего в бурю, но сумевшего остаться на плаву. Но не только военная тематика была присуща Алкею, подобно другим древнегреческим творцам прекрасного он также писал о красоте окружающей природы, о дружеских разговорах — одним словом, о всем том, что характерно для древнегреческой лирики. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо.
Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Песенная лирика Анакреонта — поэта с острова Теос отличалась автобиографичностью и легкостью, с которой автор пишет о жизни в своих произведениях. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается у него под пером.
Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика.
Греки пели и соло, и хором. Хоровые песни адресовались прежде всего богам. Эллины не просто чтили своих богов, но и стремились ублажать их и радовать. В их честь приносили жертвы и совершали возлияния — выплёскивали вино из сосуда на землю, обращаясь при этом к богу с какой-то просьбой или мольбой. Наконец, богов развлекали плясками и песнями. Песнь во славу бога называлась гимном; Аполлону предназначался особый гимн — пеан, Дионису — дифирамб (это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность — дифирамб исполнялся как диалог).
Гимны строились по правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв его прозвища — эпитеты. Ведь у каждого бога они были свои и точно характеризовали его. Например, Зевса можно было величать «отче Додоны, мощный силой, высший уменьем» (Зевса особо чтили в Додоне — на северо-западе Греции). А так обращались к покровительнице колдовства Гекате: «Геката, несущая светоч, дочь темнолунной ночи...». Затем следовал рассказ о боге. Заключала гимн просьба.
Парфении, или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки.
Эпиникии — гимны, посвященные победителям олимпийских игр.
Энкомии — гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды — песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».
Но были у греков и обряды, связанные с человеческой жизнью и смертью. Когда праздновали свадьбу, исполняли гименей — песнь, величавшую жениха и невесту, а также покровителя брака бога Гименея. Неизвестно, песню назвали по имени бога или бога — по песне:
Эй, потолок поднимайте, —
О Гименей! —
Выше, плотники, выше!
О Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей!
Сапфо. «Гименей» (перевод В. В. Вересаева)
Другую свадебную песнь исполняли у дверей спальни, за которой уже находились новобрачные. Она называлась эпиталама (от греч. «таламос» — «спальня», «покои»).
А когда человек умирал, его провожали треносом (греч. «плач»).
Застольная песня — сколий. Сколии были разнообразны и по содержанию, и по мелодии, и по метрике, могли быть даже в форме загадок. Слушатели не сразу понимали, что речь здесь идёт о кувшине с вином, а таинственная «ветвь истмийская» — просто затычка из сельдерея.
Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными, фольклорными. Но примерно с VII в. до н.э. греки стали жить отдельными небольшими городами — полисами, — где число граждан составляло всего несколько тысяч. В полисах все знали друг друга, поэтому и сочинителей хоровых песен знали по имени и в лицо.
Произведения Пиндара относятся к хорической лирике, то есть к песнопениям религиозного и торжественного содержания, которые исполнялись хором на празднествах; это были гимны богам, писавшиеся на заказ дифирамбы, эпиникии (хоровые победные оды с музыкой и пляской в честь победителей на общегреческих играх). В целом виде до нас дошло четыре неполных цикла эпиникиев, написанных по заказу победителей игр, всего 45; в том числе 14 — в честь победителей Олимпийских игр, 12 — Пифийских, 11 — Немейских и 8 — Истмийских. (Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, — 10-я Пифийская песнь, 498 до н.э., самое позднее — 8-я Пифийская песнь, 446 до н.э..). Сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь только по случайным фрагментам.
Вывод: Несмотря на разнообразие видов и форм, античная лирика связана с музыкальным сопровождением. В Древней Греции музыка и поэзия были неотделимы друг от друга, поэтому все лирические произведение не имели рифмы, зато обладали четким ритмом, благодаря которому строчки можно было не просто выкрикивать, а напевать. В зависимости от ритмики древнегреческая лирика, в частности стихи также имели различное содержание. К примеру, элегии создавались для плавного и размеренного ритма, и обычно несли в себе какие-либо размышление автора. Ямб же, с более быстрым ритмом, считался идеальным обрамлением для сатиры. Теоретическую разработку лирика получила после отделения стиха от музыки.
- << Назад
- Вперёд