История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Художественная культура поздней Античности. Римская Античность

Художественная культура поздней Античности. Римская Античность


В IV — III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский по­луостров; в III — II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-админи­стративное государство с хорошо отлаженным строем жизни, ино­гда напоминающим казарменный быт; работают новые «механиз­мы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую фор­му сосуществования разных народов и культур, а также возможно­сти централизованной власти.

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с неболь­шой родовой общины на Тибре, стал аристократической республи­кой. Республиканский период явился временем становления рим­ской культуры.

Художественная культура Рима отличалась большим разнооб­разием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложи­лось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искус­ства италийских племен и народов, среди которых особое место зани­мали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художествен­ной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптур­ным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабно­сти. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого.

В художественном на­следии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный порт­рет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядово­го человека — гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акве­дуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практически­ми интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческо­го происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обы­чаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литерату­рой для них не лишено смысла.

Литература — оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укрепле­нии государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать — красноре­чие — было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, — это помогало поддерживать дисциплину и вооду­шевлять воинов.

Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 — 149), противостоящий рим­ской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 — 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интере­сам — это кружок Сципиона — римского полководца, куда входи­ли Полибий — историк, Теренций — комедиограф, Гай Лелий — юрист и другие видные граждане республики.

В I в. до н.э. эта тра­диция распространяется на другие города. Даже в маленьких горо­дах Римской империи возникают подобные объединения. Широ­кую популярность получила «Вилла Папирусов» — настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был фило­соф-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библи­отека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были рас­ставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической фор­ме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «со­рвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в осно­ве которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспита­ние, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща — врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состяза­тельности. В школе давали знания по литературе, грамматике, ри­торике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания чело­века. «Ненавижу и люблю!» — так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 — ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Че­ловек человеку — волк», «Пустить козла в огород» и другие.

Дру­гой римский комедиограф, Афр Теренций (190 — 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципио­на. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

В области монументальной скульптуры римляне не создали па­мятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точ­ным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемле­мую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, ис­полненный в первые десятилетия жизни Римской республики, — бронзовая «Капитолийская волчица» — символ Рима — отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он просле­живается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в пор­трете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеоб­разие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан рес­публики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архи­тектуре. В этот период складываются основные типы римской архитекту­ры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобра­зие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древ­них оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой гран­диозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их по­стройка относится к VI в. до н. э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымоще­ны камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева до­рога, построенная в IV — III вв. до н.э.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос