История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Дидактическая лирика
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Дидактическая лирика
Сюда прежде всего относится эпиграмма, которую нужно понимать не в том смысле, как ее понимает новая литература, но буквально, в значении «надпись». Эпиграммы были посвятительные (богам), надгробные и адресованные отдельным лицам, представляя собой одно или несколько элегических двустиший с острой и тонкой мыслью афористического характера. Главными представителями эпиграммы являются Архилох и Симонид Кеосский.
Из всех видов лирических произведений элегия наиболее близка к эпосу и метрически, и содержательно. От древних воинственно-патриотических тем через гражданскую лирику она идет к страстной общественно-политической тематике и заканчивается спокойным нравоучительством с переходом к тонкой эстетике позднейшей, уже эллинистической эпиграммы. Темы элегии в дальнейшем будут занимать философов, ораторов, историков, баснописцев. В александрийскую эпоху останется только одна эротическая элегия.
Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Т.е., ямбическую поэзию связывают с культом Деметры, т.е. она восходит к фольклорным корням. Как гласит гомеровский гимн, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками. Ямбы употреблялись и в известные моменты праздничной процессии из Афин в Эдевсин, когда по обычаю требовались как раз выражения насмешливого и шутливого характера. По другой версии, ямб возникает на основе фольклорных песен, связанных с плодородием.
Со словом «ямб» у греков, вообще говоря, соединялось представление о шуточном характере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим.
Ямб — соединение краткого слога с долгим. По метру ямбическая поэзия гораздо дальше от гекзаметра, чем элегия.
Ямб в окончательном виде представляет собой хулительную песню, направленную против определенных лиц.
Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение — 6 апреля 648 года до н.э. — Архилох. В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Архилох жил в начале 7 века до н.э., прославился своими ямбами. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. В отношении Архилоха мнения расходятся (неистовый, аморальный, развращенный). Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец — аристократ, мать — рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь — описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отомстить, сочиняет такие ямбы, использует такие эпитеты, что даже появляется легенда, что тот покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.
Архилох — поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах. Для него характерно новое понимание человека: человек подвластен времени и обстоятельствам. Жизнь человека представляется как череда удач и неудач. Человек же беспомощен перед этим жизненным ритмом.
В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям, обсуждающие жизненную философию Архилоха (философия оптимизма). В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику.
Архилох — воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении. Большинство его стихотворений носит ярко выраженный сатирический характер.