История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос — Эгейская художественная культура
- История мировой литературы и искусства: античное искусство и литература, Гомеровский эпос
- Эгейская художественная культура
- Ордер в архитектуре
- Художественная культура греческой классики
- Архитектура в греческой культуре
- Эллинистическая культура
- Художественная культура поздней Античности. Римская Античность
- Культура республиканской эпохи в Риме
- Специфика античной литературы
- Периодизация античной литературы
- Периодизация греческой мифологии
- Гомеровский эпос
- Причины Троянской войны
- Эпический стиль: три закона
- Древнегреческая лирика
- Дидактическая лирика
- Мелика
Эгейская художественная культура
В III — II тыс. до н.э. на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трех материков Азии, Африки и Европы зарождается эгейская культура, называемая иногда крито-микенской. Она существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кик-ладского архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном побережье Малой Азии (Троя).
Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Востоком и собственно Грецией.
На рубеже Ш-П тыс. до н.э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем Крит становится значительнейшим центром античной культуры.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни древнейшего населения острова. До нас дошло немного памятников критской культуры, главным образом дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью. Построенные дворцы — свидетельства довольно развитой архитектурной культуры.
Среди этих дворцовых комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв. км) и свободной, усложненной планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. Стены комнат были украшены декоративными росписями. Особое место в сюжетике росписей дворца занимают изображения женщин-акробатов, прыгающих через быка или танцующих у него на спине. По всей видимости, это каким-то образом было связано с культовой, обрядовой стороной критской религии, ибо бык всегда почитался на Крите как священное животное (вспомним мифического Минотавра — получеловека-полубыка). Кносский дворец органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия — форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.
Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса — прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни.
В XV — XVI вв. до н.э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» — верхний город. Там и располагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами выполняет роль крепости.
В развалинах акрополей, особенно в Микенах, городе легендарного Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма тонкой работы кубки, вазы, золотые маски (в том числе так называемая «маска Агамемнона»).
Известный по раскопкам Микенский дворец — прообраз и греческого храма, и греческого жилища. В центре его располагается очаг — символ человеческого уюта. Вокруг очага — четыре колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров.
На фресках дворца изображены сцены охоты и битв, что выдает воинственный дух ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.
На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.
Дальше наступают «темные времена», о которых до нас не дошло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанным много веков спустя.
К XII в. до н.э. дворцовые комплексы, как на Крите, так и в материковой Греции, перестали существовать. Чаще всего этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племен, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись грекоязычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории Древней Греции.
Следующий период — «гомеровская Греция». О мере и уровне «художественности» этого периода можно судить по предметам гончарного ремесла. Оно близко микенской керамике. Глиняные сосуды первоначально украшались геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака. Узор этот, по-видимому, символизирует какие-то элементы мирочувствования древних греков. Затем, сменяя друг друга, на сосудах появляются фигуры зверей и птиц и, наконец, изображения человеческих фигур. Изображения носят весьма условный характер: голова и ноги в профиль, верхняя часть торса в фас (что напоминает египетское искусство). Такая эволюция дает основание проследить пробуждение интереса к человеку.
Сами сосуды имеют разнообразную форму в зависимости от их функции: амфоры для хранения вина и масла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды с крышками в виде фигурок животных и птиц для благовоний, энохии для розлива вина во время трапез.
Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура сохранилась лишь в развалинах. Однако в целом утонченный, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.
Человек устраивает свой быт, создает определенный комфорт, проявляет заботу о себе и одновременно, еще не осознавая этого, «творит» произведения искусства. О нарастающем интересе человека к самому себе свидетельствуют статуи из дерева или камня — их называют ксоанами. Это изображения богов, но греки наделяют их человеческими чертами.
Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог — Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания — на горе Олимп) богов. Само число «двенадцать» не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека: Гера оберегает семейную жизнь и строго наказывает за супружескую неверность, воплощает женское начало. Она — богиня брака и семьи, покровительница законных супругов и их детей. Дионис — бог земледелия и виноделия, веселья и театра. Гермес — вестник богов, покровитель пастухов, а позже — торговли и гонцов, Артемида — богиня охоты, укротительница диких зверей, покровительница природы и молодых животных, а также покровительница молодых женщин и родов, Гефест — бог подземного огня и кузнечного мастерства, но то, что создает Гефест, уничтожает беспощадный Арес — бог несправедливой войны и брани, непрестанно жаждущий яростных битв и кровавых сражений. Посейдон — бог моря, рек, озер и других водных источников. Аид — бог подземного царства и мертвых. Афродита — богиня любви и красоты, вызывавшая в сердцах смертных и богов страсть, побуждая их как к браку, так и к нарушению супружеской верности. Деметра — богиня плодородия, растительности и земледелия, смены времен года. Афина — богиня мудрости, ремесел, покровительница справедливой войны, городской жизни, мирного труда. Благодаря ей греки научились приручению диких животных, культуре земледелия, кораблестроению. Аполлон — предводитель муз, покровитель музыкального искусства, также славившийся пророческим даром и искусством врачевания.
Позже в мифах появляется герой. Это уже не совсем бог: он, как правило, рожден земной женщиной. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл.
Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуществляли оракулы, которые для получения прорицаний (и это примечательно) обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению животных.
На этом этапе культуры человеческое, культурное и природное начала находились в состоянии подвижного равновесия, гармонии. А это создавало благоприятную атмосферу для формирования художественного творчества, тогда как появление отдельных видов искусства только еще намечалось.
В VIII в. до н.э. появляется алфавитное финикийское письмо. Оно обусловило рождение литературы, и прежде всего эпоса. Эпос представлен творчеством легендарного поэта, слепого странствующего поэта — Гомера. Ему приписывают авторство над «Илиадой» и «Одиссеей». В эпосе герои — не только боги, но и люди — воины-завоеватели и мореплаватели: Ахилл, Диомед, Одиссей и другие. Они пользуются всеобщим уважением и становятся примером для подражания.
Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Источником их являются мифы, но Гомер придает им характер исторической картины. В «Илиаде» — это события Троянской войны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» — повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. Гомер обращается к прошлому, но сквозь него уже проглядывает современное ему общество. Поэт был современником первых полисов в Эгейском регионе, он знал о колонизации земель и распространении новой культуры, он видел, как миф преображается в ритуальные праздники, полисные и межполисные игры, которые имеют эстетическое значение.
Наиболее прославленное место межполисных состязаний — Олимпия, местность в Элиде. Эти состязания положили начало Олимпийским играм. С VIII в. до н.э. (776 г.) они проходили каждые четыре года и продолжались несколько дней. Во время игр объявлялось священное перемирие. На этих играх утверждался культ красоты тела, здесь ценилось не происхождение, а сила, ловкость и красота. Героям игр ставились памятники.
Эти изменения в жизни и культуре исподволь готовили сознание древних греков к новому представлению о достоинстве человека.
Реальная картина жизни полиса конца VIII — начала VII в. до н.э. представлена в повествовании еще одного эпического поэта — Гесиода. Его интересуют не военные подвиги аристократов, а земледельческий труд. В поэме «Труды и дни» автор рассказывает о семейном конфликте из-за земли, повествует о честном и благородном труде земледельца.
Гесиод дает свое представление об истории человечества. Его тревожит будущее, поэт убежден, что люди, удаляясь от природы, от естественной жизни, многое теряют. Побеждает железо: сначала на поле боя, а потом и в нравственном мире человека. Железо — жажда славы и крови, ржавчина и дребезжание в человеческих отношениях. Появляется непочтительность к старшим, себялюбие и жестокость. Уже за плечами рода человеческого «золотой век», где труд был в радость; «серебряный век», где утрачиваются благочестие и достоинство; век «меди» — время воинственности и жестокости, а впереди — век «железа», сокрушается Гесиод, «не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя».
В этих размышлениях уже слышны тревожные нотки сожаления о нарушении привычного уклада, о смене ценностей, о нарушении гармонии между природой и человеком. Гесиод строит неутешительные прогнозы на будущее. Но он не замечает, что железные доспехи из-за их дешевизны доступны рядовым гражданам, а не только аристократии — героям медного века, он не хочет и не может понять, что, когда аристократия лишается своих преимуществ в военной и экономической сфере, рождается основа для равенства. Происходит переход от древневосточных к европейским ценностям.
В «железный век» происходят климатические изменения, надвигается похолодание, культура вообще проходит суровое испытание, но греческая культура достойно выдерживает его.
Похолодание на территории Греции проходит мягче, чем в других регионах цивилизации; горный рельеф спасал от холодных ветров, но изменение климата инициирует перестройку сельского хозяйства по интенсивной схеме. Широко используются железные орудия, они помогают расширять участки под посевы новых культур — винограда и оливы. Активно вырубались леса. Лучшие сорта шли на постройку домов и кораблей. Море, которое тоже смягчает климат, у побережья имеет небольшую глубину. Большую часть года оно спокойно. Это благоприятствует развитию торговли, установлению связей с соседними странами. Греки осваивают острова, распространяют свою культуру, не навязывая ее другим народам, а налаживая связи и контакты. Возникают объективные условия для установления режима рабовладельческой демократии. Отношения между людьми регулируются не принуждением, а на основе законов.
В VII — VI вв. до н.э. проводится ряд реформ, которые ликвидируют родовые пережитки. Формируется «средний класс». Возникает возможность для появления экономически, политически и духовно свободных людей. Греки открывают «политейн» — политическое, социальное в себе самих. Они чувствуют себя частью природы, но особенной ее частью.
Итак, древний грек привыкает ценить в себе человеческое, культурное. В трагедии «Антигона» Софокл гордо заявляет о том, что «много на свете есть дивного, но нет ничего удивительней человека». Он бороздит на своих судах море, продолжает далее Софокл, обрабатывает землю, приручает птиц и животных, «с помощью искусств он делается властелином зверья, свободно блуждающего по холмам», с помощью искусств человек может победить болезни, он многое может, утверждает знаменитый греческий трагик.
Грек не посягает пока на космический порядок, предпочитая прислушиваться к музыке космических сфер, к ритму природы; он верит в одухотворенность природы, в силу ее красоты. Он преклоняется перед природой и учится творить красоту, подражая ей. Не случайно творчество трактуется как «мимесис» — подражание, прежде всего природе. Демокрит убежден: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: у паука в портняжном и ткацком ремеслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и [ученики] птиц, лебедей и соловья в пении».
Одновременно грек создает город, где устанавливает свой порядок, свое равновесие и гармонию, в чем-то и отличные от вселенской гармонии и равновесия.
VII — VI вв. до н. э., так называемый период архаики, отмечены важнейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве Древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства.
Еще ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвященный богам или героям, центр всей политической и культурной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства гражданского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.
Классическим типом греческого храма стал «периптер» (оперенный) –храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. В результате весьма длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название «ордера» (строй, порядок).