Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Градообразующие функции и их эволюция
- Развитие планировочной структуры
- Архитектурно-пространственное развитие
- Площади и пешеходные пространства
- Инфраструктура соцкультбыта центра и окраин
- Транспортные коммуникации, здания и сооружения
- Высотные здания и сооружения
- Подземные сооружения и метрополитен
- Застройка набережных рек и акваторий
- Экоустойчивость и энергосбережение города
- Озеленение и благоустройство городской среды
- Объекты монументального искусства
- Мемориалы, некрополи и кладбища
- Сохранение архитектурного наследия
- Обустройство городской среды и ее объектов для инвалидов
- Восприятие и оценка жителями городской среды
Высотные здания и сооружения
Высотное и супервысотное строительство стало одним из символов зодчества XX, а теперь и XXI века. К настоящему времени сотни, тысячи гигантских 50-70 этажных и гораздо более высоких зданий построены и продолжают строиться на всех континентах. Основное функциональное назначение небоскребов (здания выше 100-120 м или выше нижнего уровня облаков) уже состоялось — теперь это многофункциональные здания для размещения управленческих, финансовых, торговых и других служб различных фирм и корпораций, а также дорогих гостиничных номеров, жилых апартаментов и пентхаусов. Несколько реже такие высотные объекты имеют чисто жилое, гостиничное или производственное назначение. Наиболее характерна следующая схема размещения различных функций в небоскребах: нижний ярус — соцкультбыт в интересах города; средний — офисы и конторы различных фирм и корпораций; верхний — гостиницы или жилые апартаменты, пентхаусы; на самом верху обычно размещаются службы теле- радиокомпаний, а также передающие антенны.
Объемно-планировочные решения всех высотных зданий должны обеспечивать: безопасность эвакуации людей через незадымляемые лестницы; быстрое и рациональное действие вертикального транспорта в виде скоростных лифтов; многократную трансформацию планировочных решений в процессе эксплуатации за счет гибкой планировки; устойчивость к прогрессивному обрушению конструкций обеспеченную специальным укреплением несущих конструкций и перекрытий.
Более чем столетний опыт возведения небоскребов, а также исследований функционально-планировочных, конструктивных и композиционно-эстетических основ проектирования таких объектов выявил широкий спектр возможных решений. В области функционально-планировочной — это диапазон от традиционных жестких, коридорных планировок, до зданий с планировками по типу гибких «ландшафтных» бюро с полностью искусственной внутренней средой и до экологически благоприятных планов «с естественным освещением всех рабочих мест и их естественной аэрацией», как в высотном здании «Коммерц-банка» во Франкурте-на-Майне. В части конструирования выбор стал практически неограничен в связи с разнообразием современных комбинированных конструктивных систем, позволяющих возводить здания высотой уже около 1,0 км. При этом конструктивные решения (системы и схемы) высоток должны обладать повышенной пространственной устойчивостью и жесткостью к различным нагрузкам внешнего воздействия. Основными горизонтальным нагрузками, учитываемыми в расчетах высотных зданий, являются ветровые и сейсмические. Так, в США при проектировании высоток принимается в расчет максимальная скорость ветра повторяемостью один раз в 50 лет, а для особенно ответственных зданий — 100 лет. В частности, максимальная скорость ветра 63,0 м/сек. (около 230 км/час.), с повторяемостью один раз в 100 лет, была учтена при проектировании двух 110-этажных зданий-близнецов Международного Торгового Центра в г. Нью-Йорке. Композиционно-эстетические требования к небоскребам из-за их сильного влияния на архитектурный облик и силуэт городской застройки очень велики, и поэтому среди всего многообразия решений пока наиболее удачными для восприятия оказались композиции, развивающие образно-тектонический потенциал конструктивных систем и схем этих зданий.
Московская история развития современных высотных зданий зарождалась в начале XX века, во времена расцвета русского авангарда, когда над образами московских небоскребов работали И. Леонидов, Э. Лисицкий, В. Кринский и др. Потом был период конкурсов и начала строительства здания-гиганта — Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Завершение строительства этого здания-гиганта, здания-утопии и других подобных небоскребов пониже в историческом центре Москвы могло перевернуть очень многое в отечественной и мировой архитектурной теории и практике. Однако, начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная Война помешала сбыться этим грандиозным архитектурным планам.
К строительству московских небоскребов государственная власть вернулась после окончания Великой Отечественной Войны. Масштабы их возведения были ошеломляющими — более 500 тыс. кв. м суммарной площади. На почти одновременное проектирование и возведение восьми «сталинских» высоток (построили только семь из них) были брошены все лучшие архитектурные и инженерные силы того времени. При этом строительство капитальных жилых зданий в послевоенной Москве было практически остановлено. В 1947 году в Москве было построено чуть больше 100 тыс. кв. м жилья, в 1948 — 270 тыс., а в 1949 — 405 тыс. кв. м.
В те трудные для страны-победительницы послевоенные годы, возведение в столице СССР в чрезвычайно короткие сроки (с 1947 по 1955 год) нескольких крупных, высотных, жилых, административных и гостиничных зданий с дворцовыми деталями было, в большей мере, внешним политическим и внутренним идеологическим актом правящей власти, нежели нормальным, человеческим решением социально-экономических проблем жителей, прозябавших в жилищной неустроенности разрушенных военными действиями городов и сел.
При этом, по сути, «сталинские» высотки не стали открытием в мировой архитектурной и строительной практике. Целый ряд принципиальных решений при их возведении был заимствован из многолетнего и богатого, к тому времени, опыта возведения небоскребов в крупнейших городах США, а внешний облик все-таки напоминает в своих деталях типичные американские образцы первой четверти XX века. Да и небоскребами наши высотки назвать можно было с натяжкой, так как из-за огромной массы, собственно функциональная (жилая или административная) часть этих крупных зданий не могла быть значительно выше 25-30 этажей, а почти одна треть их высоты приходилась на востребованные И.В. Сталиным шпили. Но даже такие высотки выглядели настоящими гигантами, египетскими пирамидами рядом с окружающей их малоэтажной застройкой, поскольку занимали по объему и площади целые кварталы.
После возведения «сталинских» небоскребов возведение высотных зданий в городе фактически прекратилось. Последующие одиночные примеры высотного строительства в Москве, к большому сожалению, часто оказывались гораздо менее удачными с градостроительной и архитектурной точек зрения. Одни нарушили масштаб и единство существующей застройки центра, другие, одинаково подняв этажность массовой застройки, превратили окраины в железобетонные лабиринты.
К масштабному и запланированному возведению высоток «Нового Кольца Москвы» из 60-ти зданий, 20-ти супервысоток ММДЦ «Москва-Сити», а также строительству множества различных жилых объектов высотой более 100-150 метров (около 200 штук), помимо городских программ, обратились только в конце прошлого века. Многие из последних, самостийных объектов появились в столице не всегда на законных основаниях. А целый ряд таких высоток кардинально менял свою высоту и силуэтные очертания уже в процессе ведущегося строительства Честно признаем — градостроительные, архитектурные, конструктивные решения и внешний облик этих «доминант» далеко не всегда удачны.
Современная высотная, «точечная» застройка в виде автономного и не всегда оправданного встраивания таких крупных объектов в существующую городскую ткань породила в центральной и срединной зонах Москвы проблемы, когда практически не учитываются: многократное возрастание плотности существующей застройки; разительное нарушение функциональных и планировочных взаимосвязей; явная перегрузка и так перегруженных транспортных коммуникаций и средств передвижения; разрушение-искажение сложившейся и сомасштабной человеку окружающей городской среды.
Еще существующие великолепные панорамы и фрагменты исторической застройки центра и срединной части нашего древнего города, положительно воздействующие на общее восприятие образа столицы России москвичами и приезжими, теперь постепенно исчезают или уродуются не всегда лучшими «образцами» высотной московской архитектуры.
Очень часто многоэтажные «вставки» и супервысотные «штыри» в привычных для москвичей местах справедливо раздражают окружающих своим обликом и откровенно хамски-контрастной посадкой на виду у всех. Таким манером были построены многие крупные объекты в центральной части города (Гостиница на «Красных холмах», «Триумф-палас» на Соколе) и на его окраинах («Алые паруса» на Авиационной улице, «Воробьевы горы» на Минской улице и др.). Архитектура таких «ярких» произведений высотной архитектуры московской современности, мягко говоря, весьма сомнительна из-за своей активной нарочитости обязательно ошеломить и поразить всех окружающих огромным масштабом габаритов и эпатажностью форм этих сооружений.
Возведение в отдельных и разрозненных местах города разного рода жилых и многофункциональных небоскребов пока не способствует гармоничной функциональной, планировочной и объемно-пространственной организации окружающей жилой среды, по крайней мере, для тех, кто живет рядом с этими, подавляющими все и всех вокруг себя, гигантами (жилой комплекс в Измайлово, высотка у пересечения Садового кольца с Долгоруковской улицей и др.). Активно подрастающий в ММДЦ «Москва-Сити» сборище почти одинаковых, стеклянно-бездушных и огромных объемов, похожих в чем-то на снесенный недавно «гнилой зуб» гостиницы «Националь», наводит на грустные мысли о том, что мы, опять бездумно копируя устаревшие западные образцы, снова оказались на задворках современной мировой архитектуры.
Бурное строительство высотных зданий и многофункциональных комплексов, а также их размещение в градостроительной структуре города Москвы — новая, и поэтому еще малоизученная и таящая множество различных «сюрпризов» крупная проблема. К числу основных вопросов и задач этой проблемы можно отнести следующие:
- необходимость принятия обоснованных градостроительных, функционально-типологических и архитектурно-пространственных решений, связанных с предельно допустимой этажностью и высотностью объектов и их внешним обликом;
- обязательный и строгий учет геологических, геофизических и климатических условий московского строительства;
- обеспечение правильного выбора конструктивной системы, схемы и проектных решений с учетом предотвращения потери устойчивости и жесткости сооружения, разрушения и прогрессирующего обрушения конструкций при чрезвычайных обстоятельствах;
- создание комфортных и безопасных для здоровья людей условий постоянного и временного пребывания в здании или комплексе;
- необходимость обеспечения функционального и планировочного взаимодействия жилых и нежилых помещений сооружения, а также их оптимальной вместимости, с транспортной и обслуживающей инфраструктурой города;
- рациональная эффективность современных инженерных решений по жизнеобеспечению и оснащенности здания, а также по энергосбережению и комфортности обслуживания;
- обеспечение требуемой пожарной и эвакуационной безопасности в отношении постоянно и временно находящихся в здании людей, в том числе эффективная минимизация угрозы внешней и внутренней опасности разрушения здания;
- обеспечение возможности проведения реконструкции или перепланировки, которые могут быть вызваны необходимостью изменения в перспективе функционального назначения здания;
- недопустимость отступления от утвержденных проектных решений и изменения (увеличения) этажности и высотности сооружения в процессе его строительства.
Решения руководства города по прекращению и строгой законодательной регламентации выборочного точечного строительства коммерческих, в том числе и высотных, объектов в целях уплотнения существующей застройки настраивают архитектурную общественность столицы на более оптимистичный лад. Тем более, что приведенные недавно в средствах массовой информации нарочитые примеры крупных градостроительных ошибок (функционально-планировочного и визуально-ландшафтного характера) говорят уже о явных недоработках как авторов-проектировщиков, так и направляющих и надзорных архитектурных органов Правительства Москвы.