Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Градообразующие функции и их эволюция
- Развитие планировочной структуры
- Архитектурно-пространственное развитие
- Площади и пешеходные пространства
- Инфраструктура соцкультбыта центра и окраин
- Транспортные коммуникации, здания и сооружения
- Высотные здания и сооружения
- Подземные сооружения и метрополитен
- Застройка набережных рек и акваторий
- Экоустойчивость и энергосбережение города
- Озеленение и благоустройство городской среды
- Объекты монументального искусства
- Мемориалы, некрополи и кладбища
- Сохранение архитектурного наследия
- Обустройство городской среды и ее объектов для инвалидов
- Восприятие и оценка жителями городской среды
Развитие планировочной структуры
Планировочная структура города означает рациональное размещение на его территории функциональных зон для жилья, производства, торговли, культуры, отдыха и т.д., а также создание системы связей между ними и структурную организацию каждой из функциональных зон. Однако нельзя все свести только к структурно-планировочной организации функциональных зон и их элементов. Планировочная структура определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города. Вместе с тем, обширные территории, организованные по монофункциональному принципу, утрачивают многие качества, присущие полноценной социальной жизни города. Все это делает актуальными поиски интегрированных форм архитектурно-планировочной структуры современного города с древней историей.
Планировочное развитие города Москвы шло от языческого капища на главном из семи холмов, Боровицком, до формирования сначала крепости-городища, потом центрального города удельного княжества, и, наконец столицы государства с радиально-кольцевой планировочной системой размещения и зонирования важнейших структур городского пространства: Кремля, Китай-города, Белого города, Земляного города, Камер-Коллежского вала и Малого кольца московской железной дороги. После революции 1917 года и в предвоенные годы началось формирование больших жилых кварталов и районов при крупных промышленных предприятиях социалистической индустрии, как правило, вдоль основных радиальных «вылетных» магистралей. Потом, после Великой Отечественной войны, развитие городской застройки продолжилось уже на месте снесенных деревень в виде отдаленных «спальных» жилых районов сначала внутри МКАД, а впоследствии и за ее пределами.
Принято считать, что в городах с радиально-кольцевой планировочной структурой при определенной концентрации центра обязательно происходит разрастание городских функций по типу пятна с деградацией радиальных дорог-артерий, а потом и застройки. Однако это важное условие не было учтено прежними советскими правителями, и в 1930-х годах главным и приоритетным объектом планировочного развития столицы СССР были объявлены крупные магистрали, проспекты, шоссе, набережные и их застройка престижными, зданиями различного назначения. При этом межмагистральная, уличная и квартальная структура древнего, развивающегося города не получила своего должного внимания и развития, как это складывалось изначально в условиях существования социально-экономической автономии городских слобод со своими многофункциональными, общественными центрами.
В Москве планировочное градостроительное решение 30-х годов привело к появлению сложной современной проблемы — утраты общественных центров в большинстве крупных развивающихся городских зон жилой застройки. Полноценная инфраструктура для этих огромных по площади территорий оказалась нереализованной, а общегородской центр рядом с Кремлем стал, со временем, явно функционально перегруженным, переполненным в виде ощущаемых нами сейчас огромных людских масс и автомобильных потоков, заторов, пробок и т.д.
Планировочное переуплотнение существующей застройки центральной части Москвы велось и ведется в пределах неизменяемой сети и средневековых габаритов улиц и переулков, иногда даже без оглядки на веками сложившуюся архитектурно-планировочную, гармоничную и сбалансированную структуру прежней застройки. Планировочное размещение большинства новых объектов подчас напоминает захват любой территории, участка и их последующую застройку «под завязку», иногда даже с нарушением красных линий. Достаточно пройтись по улицам и переулкам центра Москвы, чтобы убедиться в этом. Центр города вдоль магистралей, улиц, а также внутри кварталов застроен так плотно, что для огромной массы прохожих, в том числе и жителей, даже не осталось элементарных мест для передышки и отдыха.
Градостроительная практика «точечной» встройки все новых и новых крупных зданий объектов различного назначения в существующую тесную планировочную ткань центра Москвы в пределах Бульварного и Садового кольца (часто на месте неоправданного сноса интересных исторических зданий) уже приносит свои горькие плоды. Москвы очень скоро мы не узнаем — так она изменится, и не в лучшую сторону.
Крупные членения новых окраинных территорий города, резко отличающиеся от застройки исторической его части, несоразмерны и для самих этих градостроительных образований. Жилые пространства микрорайонов чересчур преувеличены по размерам и немасштабно расчленены. Достаточно сказать, что на дворовой территории рядового жилого квартала на Юго-Западе свободно «плавает» Соборная площадь Кремля, на площади другого двора может разместиться Афинский акрополь и т.д. При этом многие площади и дворовые территории центра Москвы кажутся небольшими и дробно члененными, но уютными для горожан пространствами.
Бескрайние пространства новых жилых массивов, широкие и длинные, монотонно-однообразные проспекты и улицы подавляют человека своей величиной по сравнению с гуманными для восприятия габаритами и масштабом городской застройки старой Москвы. А ведь планировочные решения окраин города должны были предусматривать устройство архитектурно-планировочных узлов градостроительной композиции новых жилых районов, своих общественных центров притяжения жителей.
Развитие нового Генерального плана Москвы в части его урбанизированного каркаса предусматривает совершенствование исторически сложившейся планировочной радиально-кольцевой структуры. Это будет заключаться в усилении роли ядра исторического центра как национального культурного и общественного символа, с акцентированием главных радиальных и кольцевых транспортных связей и узлов системой крупных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов, с формированием новых и завершением существующих дублеров главных «вылетных» магистралей и их расширением. Будут осуществлены и другие структурно-планировочные мероприятия: сохранение, выявление, зрительное раскрытие исторически характерных ландшафтных панорам, садовых и парковых комплексов; обновление и комплексная реконструкция существующей застройки; освобождение территорий от ветхой застройки; вывод промпредприятий и др.