Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”

Обустройство городской среды и ее объектов для инвалидов

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила, что общее число людей (разных возрастных групп), которых можно отнести к той или иной категории инвалидов (частично, полностью парализованные, без ног или рук, потерявшие зрение, слух и т.п.) составляет не менее 10% населения Земли. Если же отнести к ним еще престарелых и родителей с малолетними детьми на колясках, то общее количество малоподвижных жителей нашей планеты может приблизиться к 15%, что для России и ее столицы может соответственно составить не менее 20,0 млн. и 2,0 млн. человек.

Для того, чтобы хоть как-то обслужить самих себя, малоподвижным людям нужно передвигаться по квартире, иметь возможность самостоятельно выйти на улицу, посетить предприятия и учреждения соцкультбытового обслуживания, что пока связано с многими препятствиями, непреодолимыми даже на кресле-коляске. Через проемы дверей и лифтов коляска не всегда может пройти, ступени входов и лестничных маршей не преодолеть без специальных подъемников или пандусов и т.д. Многие существующие в городе наземные и подземные переходы (даже оборудованные аппарелями), остановки общественного транспорта, сами транспортные средства, станции метрополитена не приспособлены и непроходимы для инвалидов-колясочников, малоподвижных или незрячих людей.

Все это свидетельствует о том, что наши городские улицы, площади, здания, сооружения — новые и старые — не приспособлены для этой большой части нашего общества и создают для инвалидов разных категорий и возрастов условия искусственной изоляции. Эта изоляция усиливается за счет создания крупных специализированных домов-интернатов для инвалидов, специальных жилых домов и жилищно-производственных комплексов, где их условия жизни оказываются вне привычной среды и в отрыве от общества здоровых людей.

Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноправными членами нашего общества. Особое внимание должно быть уделено физической и моральной реабилитации инвалидов, предоставлению им возможностей для продуктивного труда, учебы, творчества, занятий физической культурой и спортом. Нужно добиться такого положения, когда инвалид на кресле-коляске, незрячий или глухой сможет без посторонней помощи проехать, пройти по улицам, тротуарам, паркам и скверам нашего города, почувствовать себя полноправным членом общества.

Нужно сделать доступными для инвалидов практически все здания и сооружения, помещения предприятий торговли, бытового обслуживания и питания, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, кинотеатров и клубов, концертных залов и театров, музеев и библиотек. Очень важно, чтобы инвалиды указанных выше категорий и самого разного возраста имели возможность посещать начальные и средние образовательные учреждения, высшие учебные заведения, спортивные залы, площадки и зрелищные сооружения. При строительстве или реконструкции станций метрополитена следует устраивать специальные пандусы, подъемники, лифты для доставки инвалида-колясочника на платформу и к поезду.

Основное внимание должно уделяться средствам, обеспечивающим инвалиду возможность выхода из жилого дома и посещения различных мест общественного обслуживания населения. В первую очередь это относится к различного вида пандусам при входах в здания и переходам через проезжую часть улиц. Пандусы рекомендуется устраивать, как правило, в дополнение к лестницам и сопровождать их. В тех случаях, когда это невозможно, используются откидные или съемные пандусы в виде рам из прочных материалов с направляющими каналами для колес. Для этих же целей используются различные индивидуальные подъемники, которые могут применяться также на станциях метрополитена и при железнодорожных платформах. Любая лестница без поручней представляет собой серьезное препятствие не только для тех, кто полностью или частично потерял зрение, но и для передвигающихся на костылях, для многих людей преклонного возраста. Поэтому важно, чтобы поручни на лестницах были удобными и прочными. Тогда они станут надежной опорой и для людей с нарушением координации движений. При этом прочность и надежность ограждений, поручней будет гарантом безопасности не только инвалидов.

Человеку, потерявшему зрение, достаточно трудно ориентироваться на улице и в незнакомом здании. Если такой человек попадает в незнакомое ему место, то любое, самое незначительное с точки зрения здорового человека, препятствие может создать для него серьезную опасность. Поэтому, чтобы информировать слепого человека о находящихся на его пути барьерах, следует использовать специальные дорожные плиты с рельефной поверхностью. А ярко окрашенные поверхности первой и последней ступеней лестничных маршей, помогут плохо видящему подготовиться к подъему или спуску. Не следует забывать и об оснащении наземных, регулируемых светофорами, переходов специальными звуковыми сигналами для оповещения слепых и слабовидящих об интервалах, когда пешеходам можно переходить улицу.

Серьезную проблему для инвалидов представляют передвижение по тротуарам, улицам, а также пользование транспортными средствами. В ближайшие годы на городских улицах должны появиться в достаточном количестве специальные автобусы, троллейбусы, трамваи, которые смогут перевозить инвалидов на креслах-колясках. Поэтому уже сегодня нужно изыскивать возможность для устройства особо оборудованных, приподнятых посадочных площадок на остановках общественного транспорта и специальных подъемных платформ в самих транспортных средствах.

Сегодня отдельные инвалиды, способные передвигаться без посторонней помощи, пользуются специально приспособленными автомобилями. Устройство открытых и закрытых паркингов для таких автомашин не требует дополнительных средств по сравнению с обычными автостоянками. Достаточно их разместить около жилых зданий, гостиниц, магазинов, больниц, других общественных зданий и сооружений — то есть везде, где возникает потребность и возможность устройства таких стоянок. Предполагается, что на каждые десять обычных парковочных мест должно быть предусмотрено одно место для автомобиля инвалида-колясочника. Несколько большие размеры этого парковочного места позволят такому инвалиду беспрепятственно подъехать к своему автомобилю.

Для многих инвалидов, лишенных возможности самостоятельно передвигаться по улице, квартира очень часто становится единственной средой обитания, где он может удовлетворить свои хозяйственно-бытовые потребности. Но даже здесь у малоподвижного человека не всегда есть условия для нормальной жизни. Например, для того чтобы войти в квартиру или выйти из нее, а также попасть на летнее помещение, нужно преодолеть пороги и узкие дверные проемы, которые становятся серьезными препятствиями для кресла-коляски.

Если инвалид остался дома один, то для него каждая потребность вырастает порой в трудноразрешимую проблему. В узкой кабине уборной или ванной комнаты невозможно развернуть кресло-коляску, а перейти с нее на унитаз, в душевую кабину или ванну инвалид без ног может только с риском получить травму. Поэтому помочь инвалиду в узкой уборной, ванной комнате стандартных габаритов могут специальные поручни, которые будут удобны и для малоподвижных людей преклонного возраста. Значительно лучше чувствует себя инвалид-колясочник в более просторном совмещенном санузле, но и там обойтись без поручней и специальных приспособлений достаточно сложно. Конструкция таких поручней и устройств может быть стационарной, откидной или поворотной в зависимости от характера инвалидности и физических возможностей инвалида. В любом случае хорошо продуманное, удобное оборудование санитарного узла в квартире во многом улучшит бытовые условия инвалида, облегчит проживающим с ним членам семьи уход за ним.

В целом квартира, в которой проживает инвалид (с семьей или один), требует тщательно продуманной функциональной организации и планировки всех помещений, которые бы учитывали особые требования и эргономические возможности инвалидов. Уже определено и указано в соответствующих нормах, что площади таких квартир должны быть несколько больше чем обычных, предназначенных для здоровых людей. Только в этом случае инвалид не будет чувствовать себя обузой и сможет в большей мере обходиться без посторонней помощи, обслуживая себя в силу своих возможностей и различного рода приспособлений сам.

Инвалиды могут посещать своих родственников, друзей и знакомых, проживающих в других жилых районах города и поэтому нужно стремиться к тому, чтобы все жилые дома и квартиры были доступны для инвалидов-колясочников. Претворение в жизнь этого положения повсеместно в настоящее время представляется достаточно сложным и дорогим, однако кое-что уже делается и реализуется на конкретных и даже массовых жилых объектах при их новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. Так, первым этапом такой реализации стали: устройство пандусов при входах в подъезды жилых домов; установка специальных подъемных платформ в вестибюлях или устройство первой остановки лифта на отметке вестибюля; установка лифтов соответствующих габаритов; размещение квартир для инвалидов-колясочников на первом этаже с возможностью выхода на придомовую территорию через достаточно глубокую лоджию или балкон. Интересно, что подобные новшества и усовершенствования, удовлетворяющие потребности инвалидов способствуют повышению общего уровня комфорта проживания всего населения.

Отношение к инвалидам в обществе во многом зависит от того, насколько часто они появляются в общественных местах. Сегодня еще слово «инвалид» ассоциируется у большинства населения с определением «лежачий больной», находящийся в качестве пациента в больницах, клиниках, где ему требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Однако речь должна идти о том, что в общественном сознании инвалиды могут занять достойное место. Для этого нужно сделать так, чтобы те из них, чьи физические возможности позволяют им передвигаться самостоятельно, в том числе и на креслах-колясках, активно участвовали в общественной жизни и стали полноценными гражданами, обеспечивающими не только собственное содержание, но и вносящими посильный вклад в развитие нашего общества.

Появление инвалида на кресле-коляске в магазине или школе, на стадионе или в государственном учреждении может и должно стать обыденным и привычным, если при проектировании и строительстве всех без исключения общественных зданий и сооружений будут учитываться потребности этой категории населения. В основном для выполнения этого условия достаточно лишь устроить несколько более широкие проходы, коридоры и проемы дверей, пандусы при входе и лифты с просторными кабинами. В отдельных случаях для обслуживания инвалидов требуется специальная мебель и оборудование, соответствующие габаритам инвалидного кресла-коляски или учитывающие их ограниченные эргономические возможности.

Важное место в жизни физически активного инвалида занимают физическая культура и спорт, а проведение спортивных занятий и соревнований среди инвалидов требует организации специальных залов и помещений, плавательных бассейнов, площадок на стадионах, беговых и лыжных трасс, а также производства специального инвентаря. Развитие и совершенствование различных видов инвалидного спорта, олимпийского движения сегодня уже стало явью. Слепые, безногие и безрукие люди с упоением и азартом, нисколько не меньшим, чем у профессиональных спортсменов, соревнуются в быстроте, ловкости и силе.

Решение всех указанных выше проблем обустройства безбарьерной среды для инвалидов в городе не требует колоссальных затрат. Устройство специальных тротуаров и пандусов, наземных и подземных пешеходных переходов, удобных входов в жилые дома и общественные здания обходится не намного дороже того, что принято в практике строительства. Для того чтобы обеспечить инвалиду той или иной категории возможность передвигаться без посторонней помощи, зачастую необходимо несколько большее, чем обычно, пространство или приспособление, удобные и для других малоподвижных людей.

Очень важным является еще и то, что создавая доступную, безбарьерную среду мы не только создаем условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов, но и в целом повышаем уровень комфорта проживания всех категорий населения в городе. Ведь и для здорового человека, везущего грудного ребенка в прогулочной коляске, в наших городах пока ничуть не меньше препятствий и сложностей.

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”