Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Градообразующие функции и их эволюция
- Развитие планировочной структуры
- Архитектурно-пространственное развитие
- Площади и пешеходные пространства
- Инфраструктура соцкультбыта центра и окраин
- Транспортные коммуникации, здания и сооружения
- Высотные здания и сооружения
- Подземные сооружения и метрополитен
- Застройка набережных рек и акваторий
- Экоустойчивость и энергосбережение города
- Озеленение и благоустройство городской среды
- Объекты монументального искусства
- Мемориалы, некрополи и кладбища
- Сохранение архитектурного наследия
- Обустройство городской среды и ее объектов для инвалидов
- Восприятие и оценка жителями городской среды
Мемориалы, некрополи и кладбища
Одним из мерил духовности и нравственности народов служит их отношение к прошлому и предкам, сохранение для будущих поколений м потомков памяти к погибшим или умершим в результате самых разных жизненных коллизий давнего и недавнего прошлого. «Память о прошлом — преображающая память» — по выражению выдающегося отечественного философа Н.А. Бердяева. Без прошлого, каким бы оно ни было, нет настоящего и будущего. И наша память — сущность, связующая прошлое и настоящее, а мемориалы, некрополи и кладбища — таинственные места встречи с теми, кто жил прежде нас. А бережное, гуманное поклонение их земному праху — не только давняя, осознанная народами традиция, схожая с паломничеством к Святым местам, но еще и дань уважения каждого из нас к самому себе, к своим современникам, великим или простым.
Мемориальные комплексы, ансамбли воздвигаются в честь павших героев, выдающихся деятелей, крупных исторических событий или катастроф с многочисленными человеческими жертвами. Мемориалы объединяют в архитектурно-организованном пространстве различные сооружения: монументы, памятники, часовни, скульптуру и живопись, а иногда даже звуковые и световые образы. Яркие примеры крупных городских мемориалов всем известны: «Марсово поле» и «Пискаревское кладбище» в С. Петербурге, «Мамаев курган» в Волгограде, «Малая земля» в Новороссийске и др. В Москве — это часовня «Гренадерам — героям боев под Плевной в 1877-78 годах» у Ильинских ворот, своеобразный Пантеон на Красной площади у Кремлевской стены (некрополь жертв революции 1917 года, мавзолей В.И. Ленина, захоронения и колумбарий выдающихся деятелей СССР), комплекс сооружений в Александровском саду («Грот памяти пожара 1812 года», Могила Неизвестного солдата» и «Аллея городов-героев»), мемориально-музейные комплексы на Кутузовском проспекте и в парке Победы на Поклонной горе (Триумфальная арка Победы в Отечественной Войне 1812-14 гг., Панорама Бородинского сражения, храмы, скульптуры, образцы военной техники, обелиск и Музей Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.) и др.
Отмечая важность и необходимость увековечения памяти о героях и жертвах значимых исторических событий возведением мемориальных комплексов в нашей стране и ее столице, следует обратить внимание на их особую грандиозность, крупномасштабность и, вместе с тем, сомнительность градостроительных и архитектурно-художественных достоинств некоторых, построенных в последнее время, подобных сооружений. В первую очередь это относится к «коврово-выставочной» застройке храмами, мемориальными сооружениями и зданиями всего пространства Поклонной горы и к очень протяженной для пешеходов фонтанной Аллее Славы к зданию Музея Победы. Теперь уже трудно определить, что это за парк — памяти, скорби, поминовения героев и жертв или еще одно просторное место для всенародных гуляний, феерических шоу или скейт-ролико-дрома. Особенно сильные сомнения в правдивости отражения событий Великой войны и Победы вызывают «привязанные к месту и не к месту» в большом количестве помпезные штуковины и абсурдно-неуместные скульптурно-аллегорические композиции от художника-моменталиста З. Церетели. Неудивительно, что подобающих тому страшному военному времени чувств и эмоций такие «творения» не вызывают и в души людей тревожным набатом памяти не проникают.
Некрополи и кладбища — это своеобразные города наших усопших предков и современников, как в зеркале отражающие нашу жизнь — давнюю, прежнюю и сегодняшнюю. Не зря же говорят, что если хочешь узнать, как жили и живут люди в этом городе, то побывай на его кладбищах. Издавна на территории православной Руси усопших хоронили в освященной земле около монастырей и церквей. Правила и нормы захоронения со временем менялись. Иногда это происходило из-за смертельных эпидемий, роста населения и расширения застройки, а подчас из-за смены политического строя, отменявшего традиционные устои погребения. Но всегда неизменными остаются факторы богатства, властности и известности усопших. Теперь вот появились шикарные (в граните и кварците) «мемориальные» захоронения нуворишей, гангстеров и воров, погибших в своих криминальных разборках и перестрелках.
В настоящее время для захоронения жителей Москвы существует 63 кладбища и некрополя, в том числе более 20 кладбищ за пределами МКАД. Среди загородных кладбищ есть Домодедовское и Хованское, по территории которых курсируют специальные рейсовые автобусы. Древнейшие московские захоронения находятся на Соборной площади Кремля и в Свято-Даниловом монастыре (XIII век). Обычай хоронить в городских церквях и возле них сохранялся до второй половины XVII века. В 1657 г. после эпидемии моровой язвы появилось «Уложение о градском строительстве», запрещавшее «впредь совершать захоронения у церквей и на территории Кремля». В 1723 г. когда Москва шагнула за земляной вал, население достигло 200 тыс. и было уже около 300 кладбищ, Петр I запретил захоронения в городе для всех кроме «знатных персон». В 1771 г., из-за эпидемии чумы Екатерина II отвела для массовых захоронений 20 особых кладбищ за Камер-Коллежским валом города. Согласно «Врачебному Уставу», городские кладбища следовало устраивать в красивых и удобных местах на расстоянии не менее 100 саженей (213 м) от жилья. Так возникли московские кладбища: Миусское, Преображенское, Семеновское, Дорогомиловское, Рогожское и Ваганьковское.
Со временем из-за активного расширения застройки многие кладбища оказались в черте города Москвы. Одни закрывались и их территории застраивались, другие расширялись или переносились на новые, отдаленные места. Донское, Новодевичье, Ваганьковское, Армянское, Введенское и Даниловское кладбища превратились в своеобразные исторические и культурные памятники. Эти некрополи сохранили не только память о покоящихся здесь простых и великих людях, но и собрали произведения выдающихся архитекторов, скульпторов и художников — авторов надгробий. Более 250 надгробий уже находится под охраной государства, а с 2005 г. ведутся работы по инвентаризации могил и систематизации ряда надгробий как объектов культуры.
При инвентаризации Ваганьковского кладбища площадью в 50 га (захоронено более 0,5 млн. человек) было выявлено более 20% «бесхозных» могил. При этом тотальное уплотнение этого кладбища уже идет полным ходом — новые захоронения производят на центральной аллее, вскрывая асфальтовое покрытие, колумбарий надстраивается и расширяется. Мало того, поскольку в городе зеленых и благоустроенных участков для отдыха не хватает, то живущие рядом родители запросто прогуливаются с детьми меж могил и надгробий, заранее готовя их к неизбежности смерти.