Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”

Градообразующие функции и их эволюция

Существуют определенные и неизбежные закономерности развития городов, порожденные их исторически сложившимися градообразующими функциями и соответствующим развитием планировочной и пространственной структуры. Многие века Москва развивалась как жилое поселение, используя свой холмистый рельеф и природные особенности местности. Поначалу преобладали оборонные функции, потом появились столичные, торговые и религиозные, затем — административные, финансовые, промышленные, учебные, научные и др. С развитием человеческой цивилизации, общественных отношений, государственности, научно-технического прогресса некоторые градообразующие функции отмирали и зарождались, расширялись и сокращались, видоизменялись и совершенствовались. Но главной городской функцией всегда оставалась жилая. В столице главными являются также административно-управленческие и политические функции государства.

Градообразующие функции современного города являются его жизненной основой и, как правило, включают следующие основные функции: административно-управленческие и политические (столичные), жилые (селитебные), промышленные, транспортные, торговые, культурные, отдыха, образовательные и научные, а также сопутствующие и обслуживающие их (коммунальные, инженерные и др.).

Основные градообразующие функции по мере их исторической эволюции (увеличения или уменьшения по составу и объемам) последовательно материализуются в структуре города и впоследствии их не так просто изменить. Главный принцип функциональной организации города — функциональное зонирование или разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции. При этом ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов человеческого труда, быта и отдыха — основа эволюции города, его современного уклада и комфортного существования горожан и приезжих.

Территория Москвы по своему функциональному назначению и характеру использования подразделяется на следующие основные функциональные зоны: общегородского общественного и культурного центра; жилая (селитебная); отдыха, спорта, парковая и лесопарковая; промышленная, а также научно-исследовательских институтов, НПО и КБ; коммунально-складская; внешнего транспорта; санитарно-защитная и др.

Неотложной проблемой и одновременно задачей для дальнейшего развития Москвы в XXI веке безусловно является совершенствование ее градообразующих функций и функционального зонирования. Ушедшие века и особенно XX век оставили чрезмерную функциональную перегруженность среды обитания в центре города и явную недогруженность социальными, культурными и бытовыми функциями городских окраин. Поэтому, в ходе обновления городской застройки и ее комплексной реконструкции, следует ликвидировать создававшуюся десятилетиями утилитарность и ущербность среды обитания в периферийных, спальных жилых районах столицы и добиться более сбалансированного и гармоничного их дальнейшего функционального развития.

Со времен реализации «сталинского плана» реконструкции Москвы, не стояли так остро проблемы дальнейшего развития градообразующих функций столицы, связанные с кардинальным их изменением, совершенствованием и гармонизацией. В настоящее время функциональное наполнение центра Москвы характерно практически полным исчезновением продовольственных магазинов повседневного спроса и появлением множества дорогих бутиков промышленных товаров, преимущественно одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии и т.п. При этом крупные торговые центры (ГУМ, ЦУМ, Петровский пассаж и др.) стали безлюдными и, самое главное, недоступными рядовым покупателям, проживающим в спальных районах города.

Из центральной части столицы постепенно начинает исчезать жилая функция. На территории Китай-города жилых домов уже давно нет и жители там не проживают. Теперь такая же участь «мертвого ночного городского пространства» может постигнуть и старые кварталы доходных жилых домов в пределах Бульварного кольца. Это очень тревожная тенденция, которая со временем может превратиться в трудноразрешимую проблему обезлюдевшего центра крупного столичного города. Оказаться вечером на опустевшей улице будет жутковато и для проживающих в центральных, дорогих гостиницах иностранных туристов и для москвичей, посещающих театры и концертные залы в центре Москвы. Очень важно, чтобы процент постоянно проживающих в центре горожан не перешел за опасную черту, когда уже нельзя будет повернуть назад.

Вместе с тем, в давно сложившейся и довольно устойчивой архитектурно-пространственной структуре центра и в срединной части Москвы начали быстро и продолжают бурно концентрироваться новые объекты самого разного функционального назначения и вместимости (подчас противоречивого и взаимоисключающего характера) и не всегда к месту расположенные. К примеру, численность только сотрудников в ММДЦ «Москва-Сити» может составить около 500 тыс. человек. Справится ли с такой огромной массой людей транспортная система в этом месте? А ведь кроме сотрудников там будут находиться временные посетители, обитать жители элитных квартир, отечественные и иностранные туристы. При этом на периферии города, из-за неразвитости среды обитания и транспортной инфраструктуры, такие и подобные им офисные, деловые и гостиничные объекты строить нет никакого смысла.

Заложенные в новом Генплане Москвы перспективы развития градообразующих функций, совершенствования функционального зонирования подразумевают эффективность и целесообразность расширения, сокращения или взаимозаменяемости основных городских функций в зависимости от современных социально-экономических условий и требований перспективного развития столицы. К примеру, начавшийся несколько лет назад вывод из столицы убыточных и вредных промышленных производств из срединной части города может способствовать более рациональному и современному освоению освободившихся территорий, зданий и сооружений. Отдельные, пока еще немногочисленные, примеры такого порядка в нашей столице уже имеются. Это оригинальное использование Провиантских складов на Садовом кольце под музейный комплекс ретроавтомобилей, создание выставочной галереи современного искусства в сооружениях Винного завода у Курского вокзала и др.

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”