Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”

Объекты монументального искусства

В Москве, как в любом другом историческом городе, есть много произведений монументального искусства, посвященных славным и скорбным этапам и событиям развития нашего государства, города, напоминающих нам о знаменитых и выдающихся государственных, общественных и культурных деятелях прошлого. Всем известны монументы — Триумфальная арка, грот О.Бове и обелиск революционным деятелям в Александровском саду, монумент «Покорителям Космоса», а также памятники — Минину и Пожарскому, Пушкину, Долгорукому, Маяковскому, Грибоедову, Гоголю и др. Всего около 250 объектов. К объектам монументального искусства принадлежат также памятные и мемориальные доски — своеобразные страницы повествования о судьбоносных датах, явлениях, знаменитых людях нашего Отечества и выдающихся зарубежных деятелях. Их насчитывается уже более 1800.

Так или иначе, но в создании каждого из указанных произведений монументального искусства принимали участие не только скульпторы и художники-монументалисты, но и их соавторы творческого замысла — архитекторы. Ведь при создании любого объекта монументального искусства (большого или малого) очень многое зависит от правильно и удачно выбранного места его размещения в структуре города; верно и точно выбранного масштаба самого произведения, его постамента или обрамления-окружения; гармоничного и соразмерно-стилевого расположения-решения на конкретной площадке (на городской площади или бульваре, в сквере или на набережной, у театра или на стене общественного, жилого здания). Как раз эти непростые задачи и призван решать архитектор — профессионал своего дела.

История развития и типология формообразования различных по своему характеру и внешнему облику произведений монументального искусства уходят вглубь тысячелетий и веков и могли бы послужить отдельными темами для развернутых и увлекательных исследований-повествований. Выдающиеся образцы монументального искусства появляются уже на заре цивилизации — в Древнем Египте, в Ассирии, в Греции. Эти традиции и достижения переняли и по-своему развили и возвеличили архитекторы и скульпторы Древнего Рима, а потом довели до совершенства всемирно известные зодчие, скульпторы, художники — титаны Эпохи Возрождения. Отзвуки эпохи Ренессанса добрались и до Москвы. Правда весьма своеобразно — в виде белокаменных кремлевских храмов, кремлевских стен, колокольни Ивана Великого, надвратных плит Спасской башни, выполненных итальянскими зодчими, а также других монументальных и мемориальных произведений иностранных авторов.

Эмоциональное и эстетическое воздействие различных монументов, обелисков, памятников на зрителя весьма велико и ценно для целых поколений. Привязывая значимые для государства и его граждан исторические события и их героев к конкретному месту, эти объекты монументального искусства создают эффект реальности истории, опосредованного присутствия в ней современного человека. Вместе с тем, «Ленинский план монументальной пропаганды», со сносом дореволюционных монументов, памятников и установкой новых и недолговечных памятников кумирам новой эпохи, на долгие годы оставил рецидивы губительного для нашей нации исторического и культурного нигилизма или просто равнодушия.

Неравномерная перенасыщенность отдельных мест в центральной части Москвы объектами монументального искусства иногда просто зашкаливает — настолько безалаберно, без чувства художественно-этической меры устанавливаются друг за другом или почти рядом памятники выдающимся личностям нашей страны. Достаточно упомянуть «перегрузку» монументальными объектами площади Никитских ворот с памятниками К.А. Тимирязеву, А.Н. Толстому, ротондой «Александр и Натали» (рядом храм «Большое Вознесение» где венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова), а также стелой в честь дружбы России и Армении. На Страстном бульваре близко соседствуют памятники В.С. Высоцкому и С.В. Рахманинову (в зарослях кустарников).

Далеко не всегда новые памятники и монументальные объекты удачно, к месту и в соответствующем масштабе располагаются в структуре городской застройки, не говоря уж про конкретное «моментально-творческое» их исполнение по чьему-то желанию-велению. Подобных «образцов высокого скульптурного искусства» уже многовато: все подавляющий в округе гигантский монумент-конструкция в честь 300-летия Российского флота (Петру I) на Москве реке; великоватый памятник С.А. Есенину на Тверском бульваре; одинокий, оторванный от здания Российской Государственной библиотеки памятник Ф.М. Достоевскому; неожиданный, в окружении огромных валунов, памятник казахскому поэту-просветителю Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре; изобилие «скульптурных штучек» от З. Церетели в Александровском саду и др. В последнее время в центре города отмечается и очень тревожное явление, связанное с явно безразличным отношением городской власти к известным и почитаемым памятникам выдающимся личностям нашего отечества. Так, великолепный памятник первопечатнику Ивану Федорову совершенно потерялся в хамском окружении витрин салонов по продаже дорогих заграничных автомобилей. Хулиганы смогли украсть звенья бронзовой цепи с подножия памятника А.С. Пушкину. Вандалы измазали краской постамент памятника А.И. Герцену и Н.П. Огареву на Воробьевых горах.

В срединной части и периферийных жилых районах Москвы уже давно отмечается недостаток элементов городской скульптуры, памятников и т.п.). Особенно грустны, пусты и безлики огромные, скупые районы массовой застройки 1960-х — 1990-х годов. Робкие попытки монументально-скульптурного освоения окраин в то время делались (памятник С.А. Есенину недалеко от метро «Кузьминки» и др.) Вместе с тем, разумно и к месту размещенные в окружающей городской среде различные (порой забавные и смешные) скульптурные группы, памятники, фонтаны, монументальные объекты, отражающие и выражающие наше прошлое и настоящее, возвышенное и обыденное, могли бы не только оживить эти зоны человеческого отчуждения, но и стать местными достопримечательностями, где жители станут назначать встречи друг другу.

Жилые предместья городского центра украшать надо, в том числе и интеллектуальными, интерактивными произведениями скульптурного, монументального искусства. Главное, чтобы такие объекты «говорили сами за себя», привлекали своим творческим решением прохожих и делали их соучастниками действа, что, собственно, от городской скульптуры, памятника, монумента и требуется. А время покажет, станут ли они для горожан близкими символами места.

Вы здесь: Главная Искусство Архитектура Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”