Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Курс лекций “Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы”
- Градообразующие функции и их эволюция
- Развитие планировочной структуры
- Архитектурно-пространственное развитие
- Площади и пешеходные пространства
- Инфраструктура соцкультбыта центра и окраин
- Транспортные коммуникации, здания и сооружения
- Высотные здания и сооружения
- Подземные сооружения и метрополитен
- Застройка набережных рек и акваторий
- Экоустойчивость и энергосбережение города
- Озеленение и благоустройство городской среды
- Объекты монументального искусства
- Мемориалы, некрополи и кладбища
- Сохранение архитектурного наследия
- Обустройство городской среды и ее объектов для инвалидов
- Восприятие и оценка жителями городской среды
Инфраструктура соцкультбыта центра и окраин
Сфера общественного обслуживания городского населения как система различных зданий и сооружений существовала еще в рабовладельческом обществе. Весь комплекс или набор услуг, соответствующий реальным возможностям городского хозяйства и трудового населения, предоставляется жителям посредством сферы соцкультбытового обслуживания. Принятая в городе система и сети такого общественного обслуживания, а также существующие градостроительные структуры (функциональная, планировочная и архитектурно-пространственная) и их особенности определенным и существенным образом влияют на типы и архитектуру индивидуальных и массовых общественных зданий соцкультбытового обслуживания.
Городу, особенно такому крупному как Москва, для нормальной современной жизнедеятельности необходимо иметь различные индивидуальные и массовые объекты социального, культурного, бытового, а также коммунального обслуживания населения, к которым относятся здания и сооружения самого различного назначения: учреждения образования (ДОУ, школы, училища, колледжи, ВУЗы и др.); здравоохранения (поликлиники, больницы) и социального обеспечения, отдыха и досуга (клубы, дома культуры); физического воспитания и спорта (спортклубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны); культурно-просветительские (библиотеки, музеи, выставочные залы, галереи) и зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы); предприятия торговли (магазины промышленных и продовольственных товаров, универсамы), общественного питания (кафе, столовые, рестораны), бытового обслуживания (мастерские, ателье, дома быта, бани, прачечные); предприятия коммунального хозяйства (тепловые пункты, трансформаторные подстанции и др.).
Система соцкультбытового обслуживания населения имеет в нашем городе свою историю и динамику развития во времени и пространстве городской структуры, в назначении и типологии объектов, в качестве объемно-планировочных решений и требуемом количестве типов таких зданий и сооружений. В Москве еще с дореволюционных времен существуют различные сети таких объектов, которые определенным образом взаимоувязаны между собой в зависимости от месторасположения их в городской структуре, от общего числа жителей в городе и на окружающей (обслуживаемой) территории, а также от величины этой территории.
Здания и сооружения соцкультбытового обслуживания населения принято классифицировать как по функциональному назначению (здания для воспитания, образования и подготовки кадров; здания культурно-просветительских и зрелищных учреждений и др.), так и по частоте спроса и потребности в них населения: повседневные (местные), периодические (районные) и эпизодические (общегородские).
Все вместе эти учреждения и предприятия создают огромную общегородскую сеть объектов социальной, культурной, бытовой инфраструктуры города, которая в Москве была, но начала массово формироваться только в 20-е и 30-е годы прошлого столетия из существующих отдельных зданий таких учреждений и предприятий, а также в виде приспособленных под указанные цели иных капитальных городских объектов.
В центральной части Москвы многие из указанных учреждений, заведений и предприятий все еще пребывают в приспособленных, но не предназначенных для этих целей, зданиях бывших доходных домов, особняков и других городских объектов. Достаточно пройтись по улицам и переулкам в центре столицы, чтобы убедиться в этом. Почти за сто послереволюционных лет и даже смены социально-экономического строя, ничего в этой сфере не изменилось к лучшему. Капитальные здания, построенные когда-то под одни цели, уже много десятилетий используются под другие функции. И будет абсурдным утверждать, что так оно и должно быть впредь.
Спустя почти двадцать лет после перехода к новым социально-экономическим отношениям следует отметить изменение ряда общественных услуг в центре Москвы при явном недостатке некоторых и важных из них. Такие перекосы в общественном обслуживании центра стали особенно заметны из-за увеличения населения столицы (с 8,0 млн. до, почти 14,0 млн. человек) и за счет приезжающих из пригородов (от 2,0 до 4,0 млн. человек). Огромную массу этих людей надо обслужить, учитывая, что распределяются они в структуре города во время суток далеко не равномерно. Приток утром и отток вечером от 4,0 до 5,0 млн. человек испытывает только центр Москвы.
К настоящему времени в центре столицы наблюдается явный переизбыток общегородских культурных, зрелищных и просветительских учреждений, шикарных кафе и ресторанов, магазинов дорогих и очень дорогих промышленных товаров, но при этом из центра совершенно исчезли предприятия торговли повседневными продовольственными товарами, а также недорогими промтоварами. Неоднократные попытки руководства столицы изменить эту ненормальную ситуацию пока к положительным результатам не привели — все осталось так, как есть.
Жители центра Москвы (их осталось около 700 тыс.), а также приезжие вынуждены пользоваться ограниченной номенклатурой довольно дорогих продуктов в сомнительных тонарах на колесиках и на развалах частной торговли. Простым людям, живущим в центре, довольно часто приходится прибегать к услугам оптовых рынков, воскресных торговых ярмарок, если они имеют место быть в разумных пределах пешеходной или транспортной доступности. При этом складывается впечатление, что всю торгово-бытовую сеть центра города постоянно лихорадит и неизвестно, когда и какое предприятие торговли или питания будет закрыто и что, более дорогое и недоступное, жители получат взамен. Руководство города об этом хорошо знает, но никаких мер по урегулированию этих бизнес-процессов не предпринимает.
Таким образом, в центральной части Москвы складывается тревожная ситуация — происходит постепенное вымывание определенного, небогатого слоя жителей Москвы из ее центра. Здесь уже появились дорогие жилые дома за оградой и с охраной. Тут недалеко и до проявлений московского варианта сегрегации среди населения, расслоившегося не только по богатству-достатку, но и по местам проживания, соответствующим этому богатству-достатку. Если так дела пойдут дальше, то центр столицы демократического и социально-ориентированного государства вполне может стать недоступным не только для простых москвичей, но и для миллионов россиян.
Кроме центральной части со своими развитыми общегородскими функциями и инфраструктурой, в Москве существуют еще и огромные по площади и численности населения жилые образования (районы, микрорайоны, кварталы) где должны быть в достаточном количестве те или иные здания социального, культурного и бытового обслуживания населения (инфраструктура соцкультбыта). К ним относятся поликлиники и больницы, общеобразовательные школы, детские сады и ясли, дворцы культуры, клубы и кинотеатры, физкультурно-оздоровительные комплексы, магазины розничной торговли, предприятия питания, мастерские бытовых услуг и т.д.
Городская сеть объектов социальной, культурной и бытовой инфраструктуры жилых районов Москвы начала масштабно и серьезно формироваться после Октябрьской революции 1917 года, когда в 20-е — 30-е годы возникли многие современные виды и типы различных общественных зданий, сооружений и развернулось массовое их строительство на тогдашних окраинах городской застройки, в жилых районах и кварталах рядом с крупными промышленными предприятиями и производствами.
В дальнейшем появились типовые проекты для массового строительства соцкультбытовых зданий и сооружений. Однако впоследствии, практика типового проектирования и строительства. А также жесткая ступенчатая система обслуживания 50-х — 80-х годов выявили, наряду с преимуществами и целый ряд недостатков (ограниченная градостроительная маневренность зданий, однообразие их архитектурно-планировочных решений, скудость номенклатуры, измельченность и неэкономичность объектов массового строительства, их несоответствие возрастающим жизненным потребностям городского населения и новым нормативным требованиям).
Хронической проблемой развития жилых районов нашего города уже давно стало опережающее строительство многоэтажного жилья по сравнению с развитием социальной, образовательной, культурной, бытовой, медицинской и т.п. инфраструктуры обслуживания населения этих новых кварталов «спальных» жилых образований. Все это вызывало и вызывает справедливое недовольство многих жителей, а также теперь пагубно сказывается на подрастающем поколении, лишенном возможности нормального культурного и гармоничного физического развития в местах своего проживания.
Объемы ввода жилья в значительной мере опережали прежде и опережают сейчас строительство объектов социальной, культурной и бытовой сферы обслуживания населения, которые во многом и обеспечивают комфортность проживания. Многократное (от 3-х до 5-ти раз!) отставание объемов строительства дошкольных и школьных образовательным учреждений, объектов культуры, физического воспитания и спорта, учреждений здравоохранения преодолеть будет очень не просто.
В настоящее время в Москве не хватает дошкольных, школьных образовательных и медицинских учреждений, как по вместимости, пропускной способности, так и по количеству, поскольку многие существовавшие ранее здания из-за «реформ» и демографического спада в начале 90-х годов были проданы, отданы под иные цели, просто не строились и количество их сильно уменьшилось или осталось прежним.
Проблема состоит еще и в том, что восполнение недостающих и строительство новых объектов дошкольного и школьного образования, здравоохранения, физического воспитания и спорта очень трудно осуществить в условиях уже сложившейся, плотной городской застройки. Все когда-то свободные от застройки участки уже заняты под новые жилые или нежилые объекты, а прежние благоустроенные и озелененные участки с существующими на них зданиями школ, детских садов и яслей в начале 90-х годов были отданы под нужды различных ЗАО, ООО и ОАО или распроданы в частные руки. Вернуть эти здания и их участки прежним владельцам не всегда возможно по целому ряду причин. При этом свободных территорий, приемлемых под застройку новыми современными массовыми общественными зданиями в городе катастрофически не хватает, а имеющиеся в наличии площадки после сноса ветхих строений не всегда пригодны для их размещения.
Основными проблемами развития объектов сферы культуры и просвещения являются: сокращение свободного времени населения и переориентация проведения досуга в сферу жилища; снижение посещаемости объектов традиционных видов культуры; отсутствие досуговых центров для проведения семейного отдыха с детьми; низкий культурный потенциал населения окраин города и т.п. Теперь проводят свой досуг вне дома не более десятой части москвичей, а к началу 90-х годов таких горожан была четверть от общего населения города Москвы.
Не менее сложная ситуация сложилась и с массовыми объектами здравоохранения, которые, помимо строительства новых, современных зданий, требуют основательной реконструкции и технологического переоснащения существующих объектов. Фондовооруженность поликлиник и больниц составляет 52 % от нормативной; многие здания устарели и физически и типологически и технологически. К примеру, больницы, построенные по старым типовым проектам, располагают только двумя третями больничного коечного фонда города. При этом, строительство новых массовых зданий учреждений здравоохранения связано с такими же проблемами как с ДОУ и школами.
Номенклатура предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания не всегда оказывается достаточной для полноценного удовлетворения нужд населения в давно существующих и относительно новых «спальных» жилых районах Москвы. Там не хватает магазинов повседневного спроса: хозяйственных товаров, булочных-кондитерских, продовольственных с широким выбором продуктов.
Руководство города уже несколько лет пытается решить эту актуальную для быстро и неудержимо растущего города проблему за счет активного и масштабного строительства новых объектов дошкольного и школьного образования, учреждений здравоохранения, зданий физкультурно-оздоровительных комплексов и др. в новых жилых районах, в существующей сложившейся застройке на местах сноса ветхих строений, а также на резервных территориях и участках города. Однако прилагаемых усилий пока недостаточно и указанная выше диспропорция жилья и обслуживающей его инфраструктуры все еще сохраняется.