История цивилизаций (Часть 3)

Исторические личности:

Август (до 27 г. до н.э. Октавиан) (63 г. до н.э.-14 г.) — римский император, внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании; победой над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Цезаря.

Аристотель (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; провел 20 лет в Академии Платона как слушатель и преподаватель, после смерти Платона путешествовал, стал учителем Александра Македонского, основал учебное заведение Ликей в Афинах.

Архимед (около 287-212 до н.э.) — знаменитый античный математик и физик, организатор инженерной обороны Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны, погиб при взятии города; разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел; автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.).

Гракхи Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) — братья, римские народные трибуны, пытались проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьян; Гай предлагал также предоставить права римского гражданства италийским союзникам; погибли в борьбе с сенатской знатью, выступавшей против реформ.

Ликург – спартанский законодатель (IX-VIII вв. до н.э.), создал институты спартанского общественного и государственного устройства.

Македонский Александр (356-323 до н.э.) — царь Македонии; подчинил царство Ахеменидов, Среднюю Азию, земли до р. Инд, создав крупнейшую державу.

Перикл (около 490-429 до н.э.) — афинский стратег (главнокомандующий); вождь демократической группировки; его законодательные меры (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии.

Платон (около 428/427-348/347 до н.э.) — древнегреч. философ, ученик Сократа; основал в Афинах собственную школу — Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой; основные составляющие платоновской философии — учение о государстве, теория идей, этика и познание.

Сократ (около 470-399 до н.э.) — древнегреч. философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — т.н. сократического метода; был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.

Цезарь Гай Юлий (102 или 100-44 гг. до н.э.) — римский диктатор, полководец; опираясь на армию, оказался во главе государства, сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей, стал фактическим монархом; был убит в результате заговора.

 Ключевые даты:

776 г. до н.э. — начало Олимпийских игр.

500-449 гг. до н.э. — Греко-персидские войны.

431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война между Афинами и Спартой.

334-329 гг. до н.э. – походы Александра Македонского.

753 г. до н.э. — основание Рима.

451 г. до н.э. — «Законы XII таблиц».

509 г. до н.э. — установление республики.

264-146 гг. до н.э. – Пунические войны.

168 г. до н.э. — завоевание Греции.

I в. — возникновение христианства.

27 г. до н.э. — установление империи.

410 г. — захват Рима Аларихом.

455 г. — разграбление Рима вандалами.

476 г. — падение Западной Римской империи.

 

Основные понятия:

Ареопаг — в Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии.

Архонт — один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах; в V в. до н.э. должность архонта утратила политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

Доминат – неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец III в.).

Илоты — в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов.

Комиций – народное собрание в Римской республике; старейшей формой являлся куриатский комиций, затем центуриатский и трибутский, которые различались компетентностью и функциями.

Консулы — в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на 1 год; обладали высшей гражданской и военной властью, в эпоху империи утратили реальное значение.

Курия — в Древнем Риме граждане делились на курии — союзы мужчин-воинов; по куриям собирались народные собрания.

Метеки — в Др. Греции чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю, не имели политических прав; среди них встречались богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Патриции — в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоящее плебеям; затем — родовая аристократия.

Плебеи – в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на землю; в результате упорной борьбы с патрициями добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.

Полис — город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др.Греции и Др.Италии; полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права, часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан.

Принципат – форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку — принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 г. до н.э. до 193 г.

Сенат — в Древнем Риме коллегиальный представительный орган знати; утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов.

Тирания — в древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении; возникла в VII-VI вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом; реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, развитие ремесла и торговли.

 

Источники:

Греческий историк Ксенофонт (430 — 353 до н.э.) о Спарте (извлечения):

… Что в Спарте особенно строго повинуются властям и законам, это мы все знаем. В других государствах люди более влиятельные даже не хотят проявлять страха перед властями, считают это недостойным свободных людей; в Спарте же самые влиятельные и повинуются властям строжайшим образом и гордятся своим смирением и тем, что по зову начальства, они в своем усердии не подходят, а подбегают, считая, что подаваемый ими пример глубокого повиновения внушит такую же исполнительность и прочим.

… Достойно восхищения у Ликурга и то, что он заставил граждан предпочитать прекрасную смерть постыдной жизни… Он явно предуготовил благополучие доблестным злую участь трусам.

… Если бы кто-нибудь спросил моего мнения о том, остаются ли еще и теперь законы Ликурга незыблемыми, то на это, клянусь Зевсом, я не мог бы дать решительного ответа. Я знаю, что раньше лакедемоняне (Лакедемон — второе название Спарты — авт.) предпочитали скромно жить в общении друг с другом у себя на родине, чем быть гармостами (наместниками) в городах и, слыша лесть, подвергаться ее губительному влиянию. Я знаю, что раньше они боялись открыто владеть золотом; теперь же некоторые даже хвастаются. Что его имеют. Небезызвестно мне и то, что раньше из-за золота изгоняли из Спарты иностранцев, и спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужестранцев легкомыслием; а теперь мне известно, что люди, занимающие, по-видимому, первенствующее положение, хлопотали о том, что бы бессменно оставаться наместниками в чужой стране. …Теперь они гораздо больше хлопочут, чтобы достигнуть власти, чем о том, чтобы стать ее достойными. …Нечего удивляться тому, что спартанцы теперь на дурном счету у греков, так как они явно не повинуются ни богу, ни законам Ликурга.

Греческий историк Перикл об Афинах (извлечения):

У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в честных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущество в общественных делах обусловливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не выказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему, не выказываем при этом досады… Общительные без всякой докучливости в частных отношениях, мы особенно боимся противозакония в общественных делах… Точно так же и от трудов мы предоставили для мысли самые многочисленные средства отдохновения — устраиваем состязания, совершаем годичные жертвоприношения, а также располагаем великолепными частными сооружениями, которые, давая ежедневное наслаждение, рассеивают печаль. Кроме того, благодаря величине нашего государства к нам стекается со всей земли решительно все, и мы можем пользоваться столь же удобно теми благами, которые производятся у нас здесь, как и теми, которые производятся у других людей…

Древнеримский автор Цицерон (извлечения):

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?

… Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни обдуманно и беспечно.

… Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем, Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

Древнеримский авторСенека (извлечения):

…Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий неустрашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо — честь, единственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных вещей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих… Человек, установивший жизнь на таком основании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же — тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно — довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 3)