История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
Ислам во многом предопределил характер социальных отношений. Все население завоеванных стран разделилось на две категории — принявших ислам (мусульман) и не принявших его (кафир). Исламская община как совокупность мусульман, живущих во всем мире, известна под названием умма.
Богатство рассматривается исламом как испытание и требует социальной ответственности от ее обладателя. Уже в начальный период существования ислама появился закят, который был религиозным налогом, не взимался чиновниками и не имел установленной властями ставки. Закят рассматривается как основной акт служения Богу. Он собирается с некоторых видов имущества и богатства, и под его действие подпадают те, кто зарабатывает сумму, эквивалентную стоимости 96 гр. золота и более. Мусульманин должен ежегодно платить 2,5 % от этих денег, независимо находятся они в наличном или в безналичном виде (в банке, в ценностях, в торговом обороте). Захят собирается в конце года для поддержки различных слоев населения: бедных мусульман, новообращенных, нуждающихся в помощи, чтобы «встать на ноги», для мусульман, по уважительной причине оказавшихся должниками, для мусульман — путников, для освобождения рабов и мусульман-военнопленных, для мусульман, защищающих или пропагандирующих ислам, и для тех, чья работа — собирание закята. Государство несет ответственность за сбор и распределение данного налога.
Ислам изначально допускал высокую социальную мобильность. Мусульманин, даже самого низкого происхождения, мог стать землевладельцем благодаря священной войне. Высоким социальным статусом обладали гвардейцы халифа и султанов — гулямы. Они происходили из числа наемников и пленных; их обращали в ислам, обучали военному искусству и воспитывали преданных султану телохранителей. По такому же образцу строилась гвардия мамлюков в Каирском султанате XIII-XV вв., рекрутировавшаяся из поволжских тюрков и черкесов. Аналогичный смысл имела гвардия янычар у османских султанов. Гвардейцы отличались консолидированностью и организацией. Они стали главной силой, обеспечивавшей преемственность султанской власти; они были непременными участниками дворцовых переворотов и порой сами занимали султанский престол. Гвардейцем был тюрок Бейбарс, основатель Мамлюкской династии в Египте.
Семья была и остается одной из наиболее важных областей, которой в исламской системе жизни придается огромное значение. В обязанность мужа входит обеспечение жены и детей жильем, их полное содержание. Жена не обязана работать. Развод в исламе разрешается, но не поощряется Богом. Процедура развода сложная, т.к. основной целью является примирить разводящихся и дать им шанс тщательно обдумать свое решение. По исламскому законодательству четко определены постразводные обязательства обеих сторон, например, содержание детей.
Мужчина может быть женат на нескольких женщинах одновременно. Каноничным считалось иметь четыре жены в подражание Мухаммеду. Но при этом первая жена может развестись. Никто не вынуждает оставаться ее в браке. В то же время мужу нельзя скрывать факт женитьбы на другой женщине. Полигамия разрешена в исламе в первую очередь с гуманной точки зрения. Особенно она актуальна в период военного времени. Категорически запрещается и сурово наказывается в исламе прелюбодеяние.
В исламе очень четко определены права детей с целью обеспечения для них хорошего воспитания, образования и сохранения их достоинства. Обязанностью опекуна является не только забота о сироте, но и о сохранности его имущества.
Очень подробно описаны в Коране правила и нормы наследования. Наследодатель может свободно распорядиться лишь одной третью своего имущества.