История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
В рамках традиционного ислама, ограждавшего общество от любого вмешательства извне, невозможно было принять вызовы времени, связанные с социально-экономическим и политическим развитием Европы в индустриальную эпоху. Первыми, кто заявил о реформистском потенциале ислама были татарские религиозные мыслители Г. Курсави, Г. Утыз-Имяни, К. Насыри и Ш. Марджани. Своеобразное мусульманское свободомыслие, характерное для татарской общественной мысли первой половины XIX в., постепенно распространилось на мусульманском Востоке. В середине XIX-начале XX вв. татарское религиозное реформаторство сформировалось в широкое общественное движение джадидизм.
В конце XVIII-начале XIX вв. в истории Османской империи началась эпоха светских реформ. Изменения затронули военную сферу, началась организация министерств, постоянных посольств в европейских странах; турецкая молодежь направлялась для учебы в Европу; открывались светские учебные заведения. С 1839 по 1876 гг. в период реформ, названный танзиматом, были приняты уголовный и коммерческий кодексы; учреждены Государственный совет и провинциальные меджлисы из мусульман и немусульман; провозглашено равенство подданных султана перед законом; стал возможным допуск немусульман к военной и государственной службе; был введен государственный бюджет и т.п. Активно проводились реформы в области образования и культуры. Закон о народном образовании устанавливал всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.
Однако татарские джадиды предлагали другую концепцию реформ — не секуляризацию общественно-политической жизни, а культурную модернизацию, глубоко уходящую корнями в исламские традиции. Они являлись сторонниками решительных реформ османских медресе, которые оказались заброшенными в период танзимата. В этот период татарская интеллектуальная мысль играла важную роль в турецких кругах, занятых поисками путей модернизации.
В 1876 г. была принята первая турецкая конституция, а в 1877 г. свою работу начал парламент. Однако меньше, чем через год он был распущен. Это вызвало младотурецкое движение, требовавшее восстановления конституционного режима и продолжение реформ и завершившееся революцией 1908-1909 гг. Эти события означали качественное пробуждение национального самосознания народов Османской империи. Поражение Турции в первой мировой войне, где она воевала на стороне Германии, дискредитировало младотурков и вымостило дорогу новому движению под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка). Правительство Ататюрка повело Турцию в направлении секуляризации и введения западных норм и идеалов, в 1922 г. упразднило институт султаната, провозгласило республику и, в конце концов, упразднило в 1924 г. и сам халифат. Одновременно с другими институтами халифата были упразднены медресе, что означало окончательный отказ от модели реформирования ислама, инициаторами которой были татарские джадидисты.
Отказ от халифата вызвал стремление восстановить утрачиваемые позиции ислама. Уже в 1920-е годы стали возникать движения, целью которых было укрепление исламской солидарности в противовес усилению влияния стран Запада в Азии, которое наблюдалось после поражения Турции в первой мировой войне и распада халифата. В 1926 г. подобные идеи нашли свое развитие в деятельности Абдель Азиз ибн-Сауда — основателя Саудовской Аравии, организовавшего в Мекке первый Всемирный мусульманский конгресс, в котором приняли участие представители большинства мусульманских стран, а также стран, обладающих сильными мусульманскими общинами (в том числе и представители СССР).
С обнаружением в недрах стран Ближнего Востока огромных запасов нефти к середине ХХ в. Персидский залив превратился в один из важных центров военно-политической и экономической деятельности ведущих государств мира, что привело к их попыткам активного вмешательства в жизнь стран мусульманской цивилизации и ее разрушения. Однако, после затяжного кризиса, мусульманская цивилизация вновь стала переживать подъем общественно-политической активности.
В 1969 г. была создана Организация Исламская конференция (ОИК), ставшая основным органом межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира (57 государств). С 1975 г. ОИК получила статус наблюдателя в ООН. В 1970 г. было создано Международное исламское информационное агентство, в 1975 г. — Организация исламских государств по радиовещанию и телевидению.
Недостаточная эффективность мероприятий ОИК привела к тому, что в мусульманском мире стал расти авторитет неправительственных международных организаций, которые отрицали связи с какими-либо режимами и напрямую обращались к населению. Так, Исламский совет, который не являлся межгосударственной организацией, подготовил и опубликовал в 1981 г. в Париже Всеобщую исламскую декларацию прав человека, которая была принята на международной конференции в 1980 г. Важным шагом на пути интеграции мирового мусульманского пространства явилось создание Международного союза мусульманских ученых (МСМУ). Многие из выступавших приводили известный хадис: «Ученые — наследники пророков». А авторитетный в исламском мире богослов шейх Кардави, возглавляющий эту организацию заметил: «На ученых возложена обязанность по защите уммы в периоды кризисов и сохранению ее единства и цивилизации».